ЧЕРНЕТЬ ХОХЛАТАЯ
(Aythya fuligula)

Птицы / Гусеобразные / Утиные / ЧЕРНЕТЬ ХОХЛАТАЯ
Aves / Anseres / Anatidae / Aythya fuligula

ЧЕРНЕТЬ ХОХЛАТАЯ (Aythya fuligula) утка средних размеров: вес ее колеблется от 0,53 до 1,4 кг. На воде легко распознать ее по хохлу на голове, а также по окраске самцов, у которых белые бока ярко выделяются на общем фоне черного оперения. Летает эта чернеть быстро, но с воды поднимается тяжело, по косой линии. Хорошо плавает, замечательно ныряет. Пищу добывает преимущественно вертикально ныряя на глубину 3-4, а иногда 10 л и больше, оставаясь под водой до 30-40 секунд. Довольно молчаливая птица. У самца в брачном наряде бока тела, брюхо, зеркальце на крыле белые, остальные части тела черные, голова с сине-зеленоватым отливом. Самка по общей окраске сходна с самцом, но все черные цвета заменены рыжевато-бурыми, хохолок на затылке выражен сравнительно слабо. Распространена хохлатая чернеть по всему материку Евразии от Атлантического океана до Тихого. Населяет открытые озера, старицы обширных речных пойм. На преобладающей части ареала - перелетная птица. Зимует в Западной Европе, в Средиземноморье, в южных частях Азии до Японских островов включительно. Весной хохлатая чернеть прилетает несколько позднее кряквы и шилохвости. В южных частях ареала она появляется в первой половине апреля, в северных - в первой половине мая и позднее. На места гнездовий утки прилетают парами, которые, по-видимому образуются на зимовках и бывают хорошо заметны в пролетных стаях. Вскоре после прилета начинаются брачные игры, во время которых селезень запрокидывает голову на спину, резким движением наклоняет ее вниз, а иногда приподнимается на воде, взмахивая крыльями. Гнезда устраиваются поблизости от воды - на берегу, на островках, на плавучих сплавнинах или на кучах плавающего в воде тростника. Как только гнездо построено, самка приступает к откладыванию яиц. В полной кладке бывает от 6 до 13 крупных яиц грязно-оливкового цвета. Размеры яиц: 53-65 X 37-47 мм. Самка сидит на гнезде в течение 23-25 дней. Самец никакого участия в насиживании яиц и воспитании птенцов не принимает и через некоторое время после окончания кладки покидает район гнезда. Начинает гнездиться хохлатая чернеть довольно поздно. Откладывание яиц наблюдается в конце мая - в июне, пуховые птенцы появляются во второй половине июня - в июле. Вылупившиеся из яиц пуховые птенцы проводят в гнезде менее суток и, обсохнув, под водительством матери спускаются на воду. Они почти сразу же способны нырять. Птенцы уже в самом раннем возрасте весьма умело затаиваются среди надводной растительности, свесившихся над водой тальников или среди их корней, и распластавшегося утенка заметить бывает очень трудно; при малейшей возможности они, ныряя, уходят в более безопасное место. При опасности самка стремится отвести выводок на открытую воду, а сама, поднявшись в воздух, с кряканьем начинает летать, отвлекая внимание врага на себя. Выводок держится вместе до того момента, пока молодые не оперятся и не поднимутся на крыло. Вскоре после этого выводки начинают объединяться в стайки, что в разных районах ареала наблюдается в разные числа августа. Селезни хохлатой чернети линяют дважды в год: полностью летом и частично осенью; у самок летняя линька тоже неполная. После подъема на крыло молодых и окончания линьки взрослых уток начинается подготовка к осеннему отлету. Осенний отлет начинается сравнительно поздно, в северных частях в первой половине сентября, в южных в конце сентября - первой половине октября. Продолжается он долго и полностью заканчивается к ноябрю. Хохлатая чернеть почти исключительно животноядная утка. Питается преимущественно моллюсками, в меньшей мере личинками насекомых (хирономид, стрекоз и др.), водными ракообразными и мелкой рыбешкой. Растительные корма потребляются лишь в незначительном количестве как примесь к животным или при недостатке пищи. Хотя качество мяса хохлатой чернети заметно ниже, чем речных уток и красноголового нырка, тем не менее ее значение как объекта охоты велико. В ряде районов она добывается ружьем в большом количестве и занимает значительный удельный вес в дичном промысле. Кроме того, хохлатая чернеть не боится соседства человека, нередко гнездится в населенных пунктах и с успехом может быть использована для заселения водоемов пригородной зоны больших городов в декоративных целях.

ЧЕРНЕТЬ ХОХЛАТАЯ