БАКЛАН БЕРИНГОВ
(Phalacrocorax pelagicus)

Птицы / Веслоногие / Бакланы / БАКЛАН БЕРИНГОВ
Aves / Pelecaniformes / Phalacrocoracidae / Phalacrocorax pelagicus

БАКЛАН БЕРИНГОВ (Phalacrocorax pelagicus) – наименьший и самый распространенный среди шести видов бакланов, обитающих в северной Пацифике. Длина тела 51-76 см, вес самцов – 1,75-2,0 кг, самок – 1,5-1,7 кг. Очень похож на краснолицего баклана, однако примерно на 20-25% легче. В тех местах, где оба вида гнездятся совместно, зачастую их путают. Оперение черное с металлическим зеленовато-фиолетовым блеском. В брачное время на шее появляются удлиненные тонкие белые перья, по бокам брюха над голенью - по большому белому пятну. Цвет голых участков головы ярко-красный, но эти участки много меньше, чем у краснолицего баклана. Лоб всегда оперен. Ноги черные, клюв буровато-черный. Гнездовой ареал берингова баклана охватывает огромную территорию: на севере он выходит в Арктику, в Чукотское море, а на юг простирается до Китая по азиатскому побережью и до Калифорнийского п-ова по американскому. Предпочитает держаться в прибрежных районах. Встречается над глубинами 2 000-5 200 м и на расстоянии до 18 км от суши. Один из наименее социальных и стайных бакланов. Гнездится разреженными колониями или одиночными парами. Колонии расположены на отвесных обрывах, карнизах морских пещер, завалах плавника, песчаных косах и постройках человека. Гнездясь с другими видами бакланов, предпочитает более отвесные обрывы и более узкие карнизы. Гнезда на юге ареала начинают строиться в феврале-мае, на севере – апреле-июне. Откладка яиц на Аляске происходит в середине июня – конце июля. В кладке 3-5 яиц, которые откладываются раз в 2 дня. Яйца зеленовато-белые или голубовато-белые. Их размер – 58,9х37,4 мм, вес – 44,6 г. Насиживают кладку оба родителя, помещая яйца между перепонками лап и телом. Продолжительность насиживания около месяца. Птенцы вылупляются голыми, с закрытыми глазами и беспомощными. В это время они способны только выпрашивать корм. Вскоре птенцы начинают покрываться бурым пухом. Оба родителя кормят потомство, отрыгивая им полупереваренную пищу. Корм приносится, в среднем, 5-8 раз в день. В гнезде птенцы остаются, в среднем, 47 дней: в Британской Колумбии – 42-58 дней, на Аляске – 40-60 дней. Беринговы бакланы питаются рыбой среднего размера, которую ловит как в толще воды, так и у дна. Считается, что ныряет глубоко, но подтверждающих данных нет.

к.б.н. Конюхов Николай Борисович специально для FLORANIMAL