БАРАН СНЕЖНЫЙ
(Ovis canadensis)

Млекопитающие / Парнокопытные / Полорогие / БАРАН СНЕЖНЫЙ
Mammalia / Artiodactyla / Bovidae / Ovis canadensis

БАРАН СНЕЖНЫЙ (Ovis canadensis) или чубук, или толсторог, отличается от горного барана относительно тяжелым телосложением, довольно толстой короткой шеей. На шее и груди не бывает подвеса. Рога тяжелые, толстые, с широкой лобной поверхностью, но относительно короткие. Поверхность рогов более ровная, без резких поперечных складок. Длина тела самцов 148—182 см, высота в холке 95— 115 см, масса — 70—140 кг. Самки меньше. Образует 10—12 подвидов. Снежный баран распространен в горах от Северного Прибайкалья и заленской части Восточной Сибири до средней и северной части Дальнего Востока, включая Камчатку; населяет горы западной части Северной Америки, от Аляски до Северной Мексики и полуострова Калифорния. Снежные бараны, в отличие от горных баранов, предпочитают скалистые, труднодоступные склоны гор, чередующиеся с пологими участками, и этим напоминают горных козлов. Живут они от приморских скал до горнотундрового пояса, бывают и в горно-таежных лесах; в некоторых районах живут оседло, в других совершают регулярные сезонные кочевки, уходя летом в гольцовый пояс гор, а зимой в малоснежные участки, нередко на расстояния до 25—30 км. Кормятся травянистой растительностью, особенно любят бобовые и злаки, выкапывают копытами корневища различных растений, едят грибы и наземные лишайники. Как зимой, так и летом поедают древесно-кустарниковые корма, особенно побеги и листья ив. Снежные бараны держатся небольшими группами, обычно 4—5 голов. Осенью образуются крупные смешанные стада, но редко более 20—30 голов, которые распадаются весной. Период гона бывает с середины ноября до начала января, в зависимости от местности и условий года. В это время бараны держатся смешанными стадами, лишь молодые самцы бывают несколько в стороне от основного табуна. Поединки между самцами не известны. Ягнение происходит в мае — июне. Самка приносит одного ягненка, как исключение — двух. Половозрелыми самки становятся на втором году жизни, но в большинстве мест принимают участие в размножении на третьем году. Самцы участвуют в гоне, видимо, только на третью осень. Основной враг снежных баранов — волк, для ягнят большую опасность представляет росомаха. В Северной Америке в природе доживают до 12—14 лет; в Якутии — до 18—20 лет, а возможно, и более. Снежный баран служит объектом охоты как в нашей стране, так и в Северной Америке. Однако в ряде районов, где численность резко сократилась, охота запрещена. Снежный баран не принимал участия в образовании домашних пород овец, но опыты, проведенные в США, показали, что снежный баран легко дает гибриды с домашней овцой. Было бы интересно продолжить эти эксперименты и попытаться создать новую породу овец, способную существовать в суровых условиях Севера.

БАРАН СНЕЖНЫЙ