БОРОДАЧ
(Gypaetus barbatus)

Птицы / Птицы хищные дневные / Ястребиные / БОРОДАЧ
Aves / Falconiformes / Accipitridae / Gypaetus barbatus

БОРОДАЧ (Gypaetus barbatus) большая красивая птица, о которой было много споров. К каким птицам он ближе: к грифам или к орлам? Является ли бородач безобидным падальником или опасен для крупных животных, даже для человека? Только в последнее время на эти вопросы получены ответы. Бородач - гриф, но не типичный. В отличие от других грифов голова и шея у бородача оперенные, крылья длинные и острые, хвост длинный, клиновидный. Лапы и когти сильнее, чем у типичных грифов. Длина крыла бородача 75-80 см, общая длина около или несколько более 1 м, вес 5,5- 6,5 кг. У взрослого бородача голова, шея и брюшная сторона светлые, от беловатого до ярко-рыжего цвета; у глаза и на уздечке черное пятно; под клювом пучок черных волосовидных перьев, образующих бородку (откуда и название птицы); спинная сторона красивого серовато-буроватого тона с белыми стволами перьев; в области темени и затылка черные отметины; на зобе часто бывают темно-бурые отметины. Полный наряд бородач надевает после нескольких линек, по-видимому, в возрасте 5 лет. У молодых птиц черная голова и черная шея, буровато-сероватая окраска на брюшной стороне, темно-бурая на спинной. Радужина у взрослых птиц беловатая или желтоватая с красной каймой (склеротика), у молодых - бурого цвета. Клюв голубовато-серый, ноги серые. Распространен бородач в горных местностях Южной Европы, Восточной и Южной Африки, Передней и Центральной Азии, на высотах примерно от 1500 до 3000 м, иногда и выше (в Гималаях отмечен на высотах более 7000 м). Бородач оседлая птица, не встречающаяся на равнинах. Численность бородача в Центральной и Западной Европе сократилась в результате преследования человеком. В Швейцарских Альпах последняя птица была уничтожена в 1886 или 1887 году, в Баварии - в 1855 году. Редок бородач стал и на Балканах. На Кавказе, а в особенности в Средней и Центральной Азии бородач еще обычная птица. Так как развитие птенцов бородачей продолжается очень долго, то гнездование у них начинается рано. Например, на южном склоне Кавказского хребта и на Тянь-Шане бородачи приступают к откладке яиц уже в феврале. Гнездо бородача располагается в расщелинах скал или в пещерах; устроено оно из сучьев, слегка прикрытых сухой травой; иногда для постройки гнезда используются старые сухие кости. В кладке обычно 2 яйца, но развивается и вырастает, как правило, только один птенец. Яйца пестрые. Птенцы бородача вылупляются в апреле, достигают полного роста и оперяются в конце июня - начале июля, но держатся с родителями до осени (сентябрь). Насиживает преимущественно самка, примерно два месяца. Гнездовой участок бородачей занимает несколько квадратных километров. Кормится бородач главным образом падалью, в значительной мере костями, которые отлично перевариваются в его желудке; пищеварительные железы у бородача достигают очень большого развития. Бородач нападает также на больных и слабых животных, не пренебрегает свежей падалью. Ловит и черепах, которых будто бы разбивает, бросая их с высоты на камни. Имеются наблюдения, правда немногочисленные, что бородач иногда нападает на здоровых копытных животных, сбрасывая их ударами крыла с обрывов в пропасть. Наконец, некоторые авторы сообщают, что такой же способ нападения бородач применял и в отношении людей, но достоверность этих сведений более чем сомнительна.

БОРОДАЧ