АРГОНАВТ
  • АРГОНАВТ
    (Argonauta argo)

Моллюски головоногие / Осьминоги / Амфитретиды / АРГОНАВТ
    Cephalopoda / Octopoda / Amphitretidae / Argonauta argo

АРГОНАВТ (Argonauta argo) В поверхностных водах теплых морей живут необыкновенные моллюски — пелагические осьминоги родов Tremoctopus, Alloposus, Ocythoe и, наконец, самый известный представитель этой группы — аргонавт (Argonauta), или бумажный кораблик (Paper Nautilus). Дело в том, что аргонавты вернулись к традициям предков — вновь стали жить в раковинах. Раковины у них тончайшие, будто пергаментные. Животные скользят в них по волнам, как в миниатюрных лодках. На верхней паре рук у маленьких мореплавателей есть расширенные лопасти. В древности думали, что при благоприятной погоде аргонавты поднимают вверх эти лопасти, ветер ударяет в них, и раковинки плывут, словно под парусами. Но оказалось, что лопасти на руках — не навигационные, а строительные органы: они выделяют жидкое вещество, которое застывая образует раковину. А в ней аргонавты вынашивают свое потомство. Значит, раковина у них не только лодка, но и колыбель. Когда говорят об аргонавтах, обычно имеют в виду их самок: это существа более импозантные, чем самцы, и только они живут в раковинах. Самцов нелегко заметить — такие они карлики. Они в 20 раз меньше самок! Самый крупный известный науке аргонавт-самец уместился бы на ногте большого пальца человека, в то время как общая длина самки может достигать 45 см при длине мантии 10 см. Своеобразие аргонавтов проявляется особенно в пору размножения. В этот период одна из рук самца видоизменяется. Она развивается в особом мешке на голове, и кажется, что у незрелого самца лишь 7 рук. Зрелый гектокотиль каким-то, еще не выясненным, способом заполняется спермой из единственного созревающего в теле самца сперматофора, отрывается от тела при спаривании и, змеевидно извиваясь, заползает через воронку в мантийную полость самки. Там он довольно долго хранится — до выметывания самкой яиц; в этот момент он взрывается, и сперма, хранящаяся в нем, оплодотворяет яйца. Гектокотиль аргонавта внешне напоминает червя с двумя рядами «ножек» — недоразвитых присосок. Неудивительно, что в свое время натуралисты считали его паразитом, живущим в мантийной полости самки аргонавта. Так, известный французский анатом и палеонтолог Жорж Кювье, приняв оторвавшуюся и видоизмененную руку аргонавта за самостоятельное существо, дал ему название Hectocotylus — «обладатель ста присосок». У других представителей этой группы осьминогов (надсемейство Argonautoidea) раковины нет. Самка тремоктопуса (Tremoctopus) вынашивает яйца на базальных частях очень длинных дорсальных рук, а у оцитое (Ocythoe) яйца развиваются в яйцеводах и наружу выходят уже личинки.

АРГОНАВТ