ГРИЛЛОБЛАТТИДЫ

Отряд ГРИЛЛОБЛАТТИДЫ
(Grylloblatida)

Насекомые / Гриллоблаттиды /
Insecta / Grylloblatida /

Отряд ГРИЛЛОБЛАТТИДЫ (Grylloblatida) В 1914 году, в провинции Альберта в Западной Канаде было найдено интересное насекомое, описание которого вызвало большой интерес среди энтомологов всего мира. Трудно было определить, к какому отряду его можно отнести. По одним признакам это прямокрылое, ближе всего стоящее к сверчкам, по другим оно напоминает Таракановых. Этим объясняется своеобразное родовое название (Grylloblatta), которое было присвоено этой форме (Gryllus сверчок, Blatta — таракан). В настоящее время известно 10 видов гриллоблаттид, заслуженно выделенных в особый отряд, который объединяет среднего размера бескрылых насекомых, отличающихся крупной головой, несущей многочлениковые нитевидные усики, узким, удлиненным телом, снабженным длинными, мягкими членистыми церками, а у самок также яйцекладом. Семь видов встречается в США и Канаде, два — в Японии и один — в России. Столь удаленные места их нахождения характеризуются сходными условиями жизни— прохладным и влажным климатом, с обильными осадками и туманами. Обитают гриллоблаттиды под камнями или в пнях и гниющих стволах деревьев. Один из североамериканских видов (Grylloblatta barberi) найден в штате Калифорния, близ озера Игл, на высоте около 1500 м. Здесь в глубоких расщелинах гор снег сохраняется все лето. В этих условиях гриллоблаттиды встречаются на сырых местах около льда, иногда прямо на нем. Наш вид (Grylloblattina djakonovi) известен из Приморского края; найдены самки и личинки, самцы не обнаружены. Самка достигает длины 22 мм, буровато-рыжая; церки 5-члениковые, яйцеклад равен по длине бедрам задних ног. В Приморском крае найдены также представители рода Galloisiana,H3BecTHoro ранее из Японии. Наличие у гриллоблаттид длинных церков — признак, характерный для примитивных насекомых. Гриллоблаттид заслуженно называют «живыми ископаемыми».

Отряд ГРИЛЛОБЛАТТИДЫ