Кедр слил континенты
  • Кедр слил континенты

/ Рыбы изучают "отцовские инстинкты" на пробном потомстве >>
    << Австралийским коалам предсказали скорую гибель /
    Читать все новости

Древнее хвойное растение, которое росло и на территории современных холодных степей Аргентины, и во влажных лесах Новой Гвинеи, стало еще одним подтверждением того, что упомянутые регионы были частью гигантского суперконтинента и имели одинаковый климат – теплый и сырой.

Ископаемые растения служат нам окнами в прошлое, они вносят важные штрихи в портрет древней Земли. Изучая остатки растений, мы не только можем представить себе растительный мир Земли миллионы лет назад, но и сделать выводы о климате планеты в то далекое время и составить древнюю физическую карту мира Земли.

Хрупкий след листа древнего растения, найденный на том или ином континенте, может стать кирпичиком в фундаменте таких глобальных теорий, как существование древних материков. Недавно обнаруженное в аргентинской Патагонии растение Libocedrus стало дополнительным свидетельством того, что Южная Америка и Австралия когда-то были одним материком. Результаты исследования ископаемого растения опубликованы в ноябрьском номере American Journal of Botany.

180 млн лет назад, в конце триасского периода, вся суша на Земле была объединена в два материка – Лавразию (Евразия, Северная Америка, Гренландия) и Гондвану (Африка, Южная Америка, Антарктида, Австралия, полуостров Индостан).

Между ними находилось водное пространство – океан Тетис. Воды Тетиса омывали юг Северной Америки, юг Европы, юг Азии и север Гондваны. В конце триаса Гондвана под влиянием тектонических движений раскололась на части. Отделилась индомадагаскарская часть, Австралия оказалась обособленной от Африки. В конце юрского периода Южная Америка начала отделяться от Африки: началось формирование южной части Атлантического океана. В конце мелового периода Южная Америка полностью обособилась от Африки, сформировались южная и центральная части Атлантического океана. В начале кайнозойской эры Лавразия распалась на Северную Америку и Евразию.

Такой ход событий подтверждается геологическими и палеоклиматическими данными, однако немаловажную роль в обосновании играют и данные о растительности древних континентов, которая позволяет собрать «мозаику» материков в единую картину.

Ископаемый либоцедрус (Libocedrus prechilensis, речной кедр) был обнаружен в 1938 году в Патагонии и был описан на основе одной ветки. Его характеристики близки к существующему ныне в Южной Америке хвойному растению, которое произрастает в изучаемой области, – Austrocedrus (Libocedrus) chilensis, кипарис Кордильер. Однако некоторые характеристики листьев ископаемого растения, в частности, необычная форма, расположение устьиц, форма шишки, показывают, что либоцедрус очень близок к папуацедрусу – роду кипарисовых, которые найдены на другом конце Земли, в тропических лесах Новой Гвинеи и Молуккских островов (Индонезия).

Ископаемые растения датированы 52 и 47 миллионами лет назад. Сейчас климат Аргентины и Новой Гвинеи разительно отличается: в Патагонии обычно сухо и холодно, а леса Папуа влажные и жаркие. Папуацедрус – влаголюбивое растение, которое может произрастать только в очень влажном климате. Присутствие родственного ему либоцедруса в древней Патагонии говорит о том, что в эоцене эта территория имела теплый сырой климат нынешних экваториальных лесов и совсем не была похожа на сегодняшние сухие холодные степи. Близость древнего растительного мира отдаленных континентов подтверждает, что в те времена они были соединены через Антарктиду, где ранее также были найдены родственные либоцедрусу ископаемые растения.

«Детальные исследования этих растений дают точную и четко датированную информацию как об эволюции хвойных растений, так и о биогеографической истории Южного полушария», – отметил первый автор исследования, Питер Уилф из Университета Пенсильвании.

<< Добавлено: 12.11.2009г., в 12:44