Семейство КРИПТОНИЦИДЫ
(Cryptonicidae)

Ракообразные / Ракообразные равноногие / Криптонициды /
Crustacea / Isopoda / Cryptonicidae /

Семейство КРИПТОНИЦИДЫ (Cryptonicidae) паразитируют на самых различных ракообразных — на ракушковых, усоногих, мизидах, кумовых, других равноногих, бокоплавах, клешненосных осликах. Половозрелые самки Cryptoniscidae имеют мешковидное тело, без всяких следов сегментации и конечностей, с хоботком на переднем конце, которым они протыкают покровы хозяина и сосут его кровь. Такие самки образуются из маленьких самцов, сохраняющих основные признаки равноногих. Таким образом, Cryptoniscidae, в отличие от других раздельнополых Epicaridea, представляют собой протерандрических гермафродитов: при созревании они становятся самцами, а затем преобразуются в самок. Среди Cryptoniscidae особенно интересны роды Dunalia и Liriopsis, паразитирующие на корнеголовых ракообразных Sacculina и Peltogaster, которые в свою очередь паразитируют на крабах и раках-отшельниках. Самка Dunalia помещается в жаберной полости пораженного саккулиной краба, но своим длинным хоботком через покровы краба достигает ответвлений «корней» саккулины и питается за ее счет. Срок продолжительности жизни Dunalia (2—3 месяца) значительно меньше, чем саккулины, так что наступает момент, когда паразит освобождается от своего сверхпаразита. Молодые самки Liriopsis овальные, прикрепляются к мешковидному телу Peltogaster и сосут его соки. Затем животное проникает в мантийную полость Peltogaster, округляется, тело его перешнуровывается на две части, оно прекращает питаться и достигает половозрелости.

Семейство КРИПТОНИЦИДЫ