Семейство ГЕЛЬМИНТОКЛАДИЕВЫЕ
(Helminthocladiaceae)

Флоридеевые / Немалиевые / Гельминтокладиевые /
Florideophyceae / Nemaliales / Helminthocladiaceae /

Семейство ГЕЛЬМИНТОКЛАДИЕВЫЕ (Helminthocladiaceae) Прекрасным примером строения гельминто-кладиевых служит немалион (Nemalion) — наиболее многочисленный (около 10 видов) и широко распространенный род семейства. Все гельминтокладиевые — тепловодные организмы. Распространение большинства из них ограничено тропическими и субтропическими морями. Виды немалиона заходят в умеренные широты и потому лучше других гельминтокладиевых известны в морях России. Слизистое червеобразное слоевище немалиона состоит из пучка клеточных нитей, каждая из которых растет посредством апикальной клетки. От пучка радиально расходятся многочисленные вильчато-разветвленные ветви ограниченного роста, образующие рыхлый ассимиляционный слой, погруженный в слизь. От нижних клеток ассимиляционных ветвей отходят тонкие ризоидные нити, служащие для укрепления центрального пучка. У родственной немалиону тропической водоросли лиагоры (Liagora) слоевище местами пропитано известью. Растения немалиона, несущие половые органы, бывают однодомными и двудомными. Мужские растения обычно меньше женских. При формировании сперматангиев на вершине ассимиляционных веточек вырастают короткие двух-, четырехклеточные нити. Каждая клетка этой нити отчленяет вокруг своей вершины 2—4 сперматангия. Карпогонные ветви у немалиона состоят из различного числа клеток, от 4 до 7. Они образуются на месте обычных боковых веточек ассимиляционных нитей. После оплодотворения кар-погон делится поперечной перегородкой. Из двух образовавшихся клеток только верхняя участвует в образовании нитей гонимобласта. Нижняя клетка сливается с остальными клетками карпогонной ветви, включая несущую, в одну крупную, богатую содержимым клетку слияния, служащую источником питания для развивающегося гонимобласта. Зрелые гонимобласты немалиона — это четко отграниченные компактные образования, погруженные в слизь среди ассимиляционных нитей. У других водорослей семейства нити гонимобласта стелются между ассимиляционными нитями, образуя негустые пучки веточек с карпоспорами на конце. Карпоспоры у немалиона конечные. До последнего времени у представителей семейства было известно только половое размножение, и считалось, что тетраспорофиты у них отсутствуют. Однако теперь наши знания о цикле развития этих водорослей намного расширились. У немалиона червеобразного (Nemalion vermiculare) и у других видов обнаружены спорофиты — карликовые растения, внешне весьма похожие на растения акрохетиума и родохортона, несущие тетраспоры или моноспоры. Прорастание карпоспор, так же как и тетраспор, происходит с образованием вначале простых, а затем и разветвленных однорядных нитей, которые очень напоминают растения акрохетиума.

Семейство ГЕЛЬМИНТОКЛАДИЕВЫЕ