Семейство ТИЛОПТЕРИДОВЫЕ
(Tilopteridaceae)

Фэозооспоровые / Тилоптеридовые / Тилоптеридовые /
Phaeozoosporophyceae / Tilopteridales / Tilopteridaceae /

Семейство ТИЛОПТЕРИДОВЫЕ (Tilopteridaceae) У представителей семейства, высота слоевищ достигает 30 см; они кустистые, с нитевидными ветвями, состоящими из одного ряда клеток или (по крайней мере в нижней части) из нескольких рядов — в последнем случае побеги имеют членистый вид. Рост слоевищ происходит посредством вставочных зон роста, расположенных часто по одной или по нескольку в каждом междоузлии. Ветви нередко оканчиваются волоском со вставочной зоной роста в основании. Своеобразны у тилоптеридовых органы размножения. У них известны крупные моноспорангии и многогнездные вместилища. Некоторые исследователи наблюдали, как в моноспорангии перед выходом моноспоры ядро делится с образованием четырех и большего (до 12) числа ядер. Многогнездные вместилища тилоптеридовых устроены иначе, чем у других бурых водорослей. Они расположены в основании ветвей, полые внутри и с одним слоем гнезд по периферии. При созревании каждое гнездо открывается особым отверстием. До сих пор не совсем ясны особенности цикла развития тилоптеридовых. По данным одних исследователей, моноспоры и многогнездные вместилища развиваются у растений одновременно. При этом моноспоры представляют собой оогонии, а многогнездные вместилища — антеридии. Существует мнение, что гаплоспора шаровидная, (Haplospora globosa) представляет собой спорофит, а скафоспора красивая (Scaphospora speciosa)— гаметофит одного и того же вида. Однако слияния гамет у этих и других тилоптеридовых до сих пор не наблюдалось. Другие исследователи встречали в природе и получали в культуре в основном слоевища с моноспорангиями. Моноспоры давали растения, производящие снова моноспоры, и лишь редкие слоевища образовывали одновременно многогнездные вместилища. Тилоптеридовые обладают замечательной способностью к вегетативному размножению. Новые слоевища могут образовываться не только из отдельных многоклеточных частей ризоидов, но и из одиночных клеток. У тилоптериса Мертенса (Tilopteris mertensii) в обломках боковых ветвей образуются гипноцисты, вырастающие в новые слоевища. Тилоптеридовые растут в сублиторали, часто на значительной глубине, в умеренных морях северной части Атлантического океана у берегов Европы и Америки.

Семейство ТИЛОПТЕРИДОВЫЕ