Семейство ФРАГИЛАРИЕВЫЕ
(Fragilariaceae)

Диатомеи пеннатные / Бесшовные / Фрагилариевые /
Pennatophyceae / Araphales / Fragilariaceae /

Семейство ФРАГИЛАРИЕВЫЕ (Fragilariaceae) Клетки фрагилариевых одиночные или собраны в колонии разной формы. Панцирь с пояска линейный, таблитчатый или клиновидный. Створки от линейных до эллиптических, реже ромбические, булавовидные или слегка изогнутые. Известно более 20 родов в современных водоемах и в ископаемом состоянии. Приводим наиболее обширные и интересные. Род фрагилария (Fragilaria) содержит около 30 современных и ископаемых видов, обитающих преимущественно в пресных водоемах, в бентосе, реже в планктоне. Клетки собраны в лентовидные или зигзагообразные колонии. Панцирь с пояска узкий, линейный. Створки в очертании от узколинейных до ланцетных, часто расширенные посередине, иногда волнистые, редко треугольные. Род астерионелла (Asterionella) включает 2 пресноводных и несколько морских видов, все планктонные. Клетки у них образуют звездчатые колонии. Панцирь с пояска линейный, гетеропольный. Створки узколинейные, с головчатыми концами, разной ширины. В пресных водоемах эти диатомеи встречаются очень широко, их легко узнать по характерной форме колоний. Род синедра (Synedra) — обширная и широко распространенная группа. Клетки этих водорослей живут одиночно или соединены в пучковидные колонии. Панцирь с пояска палочковидный. Створки прямые, линейные, к концам суженные. Часто на одном конце створок бывает щелевидный вырост. В морских, солоноватых и пресных водоемах известно более 100 видов, населяющих бентос и обрастания, редко планктон. Род глифодесмис (Glyphodesmis) содержит несколько морских сублиторальных видов. Клетки соединены в лентовидные колонии. Панцирь с пояска линейный. Створки широколинейные до ланцетных, на середине слегка выпуклые. Род подоцистис (Podocystis) включает виды с одиночными клетками. Панцирь у них гетеропольный, створки овально-грушевидные. На месте осевого поля проходит продольное ребро. Видов немного, все они морские, сублиторальные.

Семейство ФРАГИЛАРИЕВЫЕ