Семейство ГЛЕОКАПСОВЫЕ
(Gloeocapsaceae)

Хроококковые / Хроококковые / Глеокапсовые /
Chroococcophyceae / Chroococcales / Gloeocapsaceae /

Семейство ГЛЕОКАПСОВЫЕ (Gloeocapsaceae) Семейство включает водоросли, у которых шаровидные или эллипсоидные клетки собраны в микроскопические колонии. Колонии слизистые, более или менее шаровидные, иногда расплывающиеся. В колониях клетки в большинстве случаев окружены последовательно включенными друг в друга слизистыми пузырями, реже слизь гомогенная. Как исключение образуются кубические колонии. В семействе 3 рода. Род глеокапса (Gloeocapsa) содержит свыше 60 трудноопределяемых видов. Клетки у них шаровидные. Пузыри колониальной слизи хорошо выражены, реже слизь однородная. Встречаются эти водоросли как в воде, так и в наземных местообитаниях; в первом случае у большинства колониальная слизь бесцветная, во втором окрашенная. В колониях со слоистой слизью обычно по 2—8 клеток, реже больше; в колониях с гомогенной слизью обыкновенно клеток много. Самые распространенные виды -Gloeocapsa limnetica, Gl. turgida, Gl. minuta, Gl. magma, Gl. alpina, Gl. rupestris. Первые три с бесцветной слизью — довольно обычные обитатели планктона, a Gl. turgida встречается даже в соленой воде, в илу, в болотах, в наземных местообитаниях и в горячих источниках. Gl. magma с розовато-красными до красно-коричневых оболочками, Gl. rupestris с желтыми до коричневых оболочками и G1. alpina с сине-фиолетовыми до черно-фиолетовых оболочками встречаются на влажных скалах, камнях, стенах, реже в воде. Водоросли из рода глеотеце (Gloeothece) по обособленным слизистым оболочкам вокруг клеток напоминают представителей Gloeocapsa, но хорошо отличаются от них удлиненной формой клеток, которые делятся перпендикулярно длинной оси. Видов в роде около 15, большинство из них обитает на влажных скалах, на мхах, на почве, по краям источников (даже теплых), реже в воде. Обычный вид — Gloeothece palea. Представители рода эукапсис (Eucapsis) отличаются клетками, расположенными в плотных кубиках, слизь у них четкая; клетки шаровидные. Самый известный вид — Eucapsis alpina, обитающий в основном в водоемах на севере и в горах, реже в торфяных болотах.

Семейство ГЛЕОКАПСОВЫЕ