Семейство МИКРОЦИСТИЕВЫЕ
(Microcystidaceae)

Хроококковые / Хроококковые / Микроцистиевые /
Chroococcophyceae / Chroococcales / Microcystidaceae /

Семейство МИКРОЦИСТИЕВЫЕ (Microcystidaceae) Содержит 4 рода со слизистыми шаровидными или бесформенными колониями; клетки в них шаровидные, эллипсоидные до палочковидно-цилиндрических, располагающиеся в колониях беспорядочно; слизь гомогенная. Род микроцистис (Microcystis) охватывает 20—25 трудноопределяемых видов, обитающих в самых разнообразных условиях (около 10 морских). Клетки у них шаровидные, у многих видов с газовыми вакуолями, беспорядочно расположенные в шаровидных, эллипсоидных или продырявленных колониях. Это частые возбудители «цветения» воды почти во всех климатических зонах, некоторые содержат (или выделяют) ядовитые вещества. У М. aeruginosa очертания колониальной слизи четкие, диаметр колонии достигает 1 мм. У М. flosaquae очертания расплывающиеся. М. pulverea встречается в планктоне, бентосе и даже в наземных местообитаниях и в почве. Род афанотеце (Aphanothece) объединяет около 20 видов, 5 из них обитают в соленых водах. Представители рода отличаются от рода микроцистис эллипсоидными или цилиндрическими клетками. Колонии иногда макроскопические, величиной до голубиного яйца, встречаются в водных и наземных местообитаниях. Самые известные виды — Aphanothece stagnina и А. elabens. Крупные студенистые колонии первой живут на дне водоемов или всплывают на поверхность, а колонии второй сначала прикрепляются к растениям и подводным предметам, потом плавают в толще воды, вызывая «цветение».

Семейство МИКРОЦИСТИЕВЫЕ