Семейство ШАМПИНЬОНОВЫЕ
(Agaricaceae)

Базадиомицеты / Пластинчатые / Шампиньоновые /
Basidiomycetes / Agaricales / Agaricaceae /

Семейство ШАМПИНЬОНОВЫЕ (Agaricaceae) или АГАРИКОВЫЕ. Обширнейшее семейство агариковых, или шампиньоновых, объединяет 13 родов грибов очень разнообразных видов. У грибов этого семейства свободные пластинки за исключением рода иистодерма (Cystoderma), в котором они сначала приросшие, но с возрастом отстающие от ножки. Агариковым грибам свойственно также наличие на ножке кольца от частного покрывала или чешуек от него. Шляпки различной консистенции и размеров. Ножки центральные, часто отделены от гименофора коллариумом (Macrolepiota), обычно более волокнистые, чем шляпки. Общее покрывало (вольва) или развитое, или рудиментарное, или отсутствует. Окраска спор очень различна: чисто-белые в роде макролепиота (Macrolepiota), кремовые в роде лепиота (Lepiota), зеленоватые или зеленые в роде хлорофиллум, желтые или ржаво-желтые в роде феолепиота (Phaeolepiota), от розовых до темно-коричнево-фиолетовых в роде агарикус (Agaricus). Размеры и окраска плодовых тел очень разнообразны.

Большинство родов космополиты. Один род псевдобэоспора (Pseudobaeospora) включает всего 2 вида с ограниченным ареалом: Pseudobaeospora oligophylla — азиатский вид характерен для Сибири (главным образом для Алтая), а Р. pillodii европейский вид обитает в субальпийской зоне. Все они сапрофиты. Встречаются на различных почвах, в том числе и на песке, часто на гумусе в лесу, в глубоком мху, в степях и полупустынях, на песчаных дюнах, очень часто в теплицах, на полях. Некоторые обитают на отмерших растительных остатках, а иногда и на живых растениях, особенно на папоротниках и древесине хвойных (отдельные виды лепиот). В основном космополиты, но отдельные роды больше приурочены к умеренным зонам, например агарикус (Agaricus), макролепиота (Macrolepiota), меланофил-лум (Melanophyllum), а другие к тропическим, например лепиота (Lepiota), цистодерма (Cystoderma), леукоагарикус (Leucoagaricus). Таким образом, виды этого семейства можно найти почти в любом месте земного шара. Среди них много ценных съедобных грибов, но много и опасных, смертельно ядовитых.

Наиболее обширные роды, имеющие существенное значение в природе и жизни человека, агарикус, макролепиота, лепиота, цистодерма. Остальные роды небольшие, включающие от 1—2 до 10—12 видов, отличающиеся от основных типичных родов рядом морфологических признаков, например цветом спор (грибы рода леукоагарикус с белыми спорами, а грибы рода агарикус с коричнево-фиолетовыми спорами), пунктировкой на поверхности спор (грибы рода меланофиллум с пунктированными голубовато-или оливково-зелеными спорами, а грибы рода лепиота с гладкими белыми спорами).

Род Агарикус, или Шампиньон (Agaricus) Род агарикус, или шампиньон, объединяет грибы, которые известны в общежитии под названием шампиньонов. Растут они преимущественно на унавоженной почве, на богатом органическими веществами лесном и луговом перегное, встречаются на коре отмерших деревьев, на муравейниках (лесной шампиньон — A. Silvaticus). По приуроченности к субстрату эти грибы довольно четко разделяются на 5 экологических групп: растущие только в лесу (A. silvaticus, A. silvicola); почвенные сапрофиты открытых, лишенных травянистого покрова пространств (A. bisporus, A. bitorquis, A. subperonatus), гумусовые сапрофиты — гербофилы, растущие только на открытых пространствах среди травы (A. campester, A. augustus и многие другие); гумусовые сапрофиты, растущие на открытых пространствах среди травы и в лесу (A. arvensis, A. comtulus и др.); пустынные виды, среди которых есть галофиты, растущие на засоленных почвах (A. bernardii). Виды третьей группы - гумусовые сапрофиты — являются самыми распространенными.

Виды рода шампиньон в основном космополиты: например, шампиньон двуспоровый (А. bisporus), шампиньон обыкновенный (A. campester). Однако большинство из них - - термофилы и многие из них встречаются между 50 и 40° северной и 20 и 30° южной широты, в степной и лесостепной зонах. Далее всего к северу заходят A. silvaticus и A. xanthoderma, отмеченные в России у 65° северной широты — в Карелии. Наиболее богаты видами и разновидностями шампиньонов степная и лесостепная зоны Европы, степи Центральной Азии, североамериканские прерии, южноамериканские пампасы, луга и открытые места Австралии, Африки. К видам с четким ограниченным ареалом относятся пустынные шампиньоны, встречающиеся в пустынях и полупустынях Средней Азии, A. bernardii и A. tabularis. Последний отмечен также для пустынных зон Северной Америки. В настоящее время насчитывают более 60 видов шампиньонов. К этому нужно добавить новые виды, описанные в последние годы в Индии, Центральной и Северной Африке, Австралии. Если учесть общую тенденцию к увеличению числа видов за счет возведения форм и разновидностей в ранг вида, то общее число их превысит 90. Род шампиньон экономически очень важен. Только 2 вида шампиньонов ядовиты — А. теleagris и A. xanthoderma. Первый вид на территории Советского Союза встречается в степной и лесостепной зонах, второй заходит на север в лесную зону. Плодовые тела других видов съедобны, и многие из них в большинстве районов мира и в нашей стране собирают и употребляют в пищу, особенно A. arvensis и A. campester (табл. 41). Последний постоянный спутник человека. Поселяется он в скверах, на газонах парков, свалках, мусорных кучах, около животноводческих ферм, парников, в садах и т. д. Один вид — A. bisporus — стал промышленной культурой, широко выращиваемой в ряде стран мира, часто являющейся предметом экспорта.

Грибная индустрия по выращиванию шампиньонов развита в США, Великобритании, Франции, Нидерландах, Дании, Германии и других странах. В России также имеются предприятия по выращиванию шампиньонов и в ХХI они продолжают стремительно развиваться. Но основная потребность в грибах удовлетворяется в нашей стране за счет сбора дикорастущих видов ценных грибов, которыми очень богаты леса. Из плодовых тел двух видов шампиньонов выделены антибиотики, кроме того шампиньон обыкновенный (A. campester) и шампиньон двуспоровый (A. bisporus) обладают наибольшим процентом усвояемого человеческим организмом белка (39,06 от 46,5% всего общего белка в грибе). По этому показателю они равны белому грибу (Boletus edulis), значительно опережая остальные съедобные виды. Плодовые тела шампиньонов бывают различного размера: от 3—5 см у шампиньона изящного (A. comtulus) до 20—25 см у шампиньона полевого (A. arvensis). Шляпка чаще полушаровидная, мясистая, плотная. Поверхность ее гладкая, волокнистая, чешуйчатая, чаще беловатая, реже буроватая или коричневатая. Ножка обычно центральная, ровная, плотная, реже внутри рыхлая или полая. Всегда имеется частное покрывало, оставляющее на ножке при созревании четко выраженное однослойное или двухслойное кольцо. Пластинки свободные, сначала белые, потом, по мере созревания, розоватые, постепенно буреющие и, наконец, темно-коричнево-фиолетовые. Изменение цвета пластинок связано с изменением окраски спор, меняющейся постепенно с возрастом гриба от белой до почти черной. Этим признаком шампиньоны (Agaricus) легко отличаются от ядовитых видов рода мухоморов (Amanita), куда относят смертельно ядовитую бледную поганку (A. phalloides), красный мухомор (A. muscaria) и др. У них споры и, следовательно, пластинки постоянно остаются белыми. Споры округлые, эллипсоидальные или зерновидные. Шампиньоны активно разлагают гумус.

Один из самых интересных видов в этом роде - шампиньон двуспоровый (Agaricus bisporus). Этот гриб, пожалуй, единственный из шляпочных грибов и грибов вообще стал настоящей сельскохозяйственной культурой, широко выращиваемой во многих странах мира. И большинстве из них существует настоящая «грибная индустрия» по выращиванию шампиньонов. Культура шампиньонов насчитывает около 300 лет. Возникла она впервые в Италии, а затем во Франции. В середине XVII в. она была уже довольно широко распространена под Парижем, на что имеется указание в «Руководстве по садоводству» (1652). О развитии и некоторых правилах разведения шампиньонов упоминает знаменитый французский ботаник Турнефор (1707). Описание выращивания шампиньонов в теплицах в Швеции относится к 1754 г. Наибольшего развития культура шампиньонов в XVIII и XIX вв. достигла во Франции, особенно близ Парижа. Этому способствовало наличие там старых каменоломен, где в течение всего года удерживалась благоприятная для выращивания шампиньонов температура около 12—14° С. Из Франции культура проникла в Англию, Германию и другие страны Европы. Постепенно накапливались сведения о культивируемом организме, о наилучших приемах его выращивания и к концу XIX в. появились обширные монографии об этом грибе. В России разведением шампиньонов начали заниматься в середине XVIII в. Первая заметка о культуре шампиньонов появилась в русской печати в 1780 г. Это была статья А. Т. Болотова (известного русского агронома и садовода) «Нечто о шампиньонах», напечатанная в журнале «Экономический магазин». Очевидно, выращиванием этих грибов занимались в то время отдельные любители. Промышленная культура шампиньонов возникла в России вполне самобытно. В 20-е годы прошлого столетия крестьянином Осининым была построена первая в России шампиньонница - специальное помещение для выращивания этих грибов. С 1848 г. разведением шампиньонов стал заниматься известный огородник Е. А. Грачев, который сам разработал приемы разведения этой культуры. В 1860—1861 гг. появляются его подробные описания культивирования шампиньонов в «Вестнике Российского общества садоводства». Первоначально в качестве посадочного материала использовали дикорастущую грибницу, которую собирали в естественных местах обитания шампиньонов: на выгонах, в садах и т. д. Осенью в таких местах осторожно вырезали куски почвы, пронизанные грибницей, подсушивали и хранили до посадки в грунт. Следующим шагом вперед было выращивание грибницы уже в искусственных условиях на навозных грядках. В такие грядки вносили небольшое количество грибницы шампиньона. Когда весь грунт пронизывался гифами гриба, отдельные его куски собирали и подсушивали. Этот способ с вариантами, отличающимися составом грунта и методом его приготовления, был широко распространен среди грибоводов. Однако существенным недостатком такой грибницы было то, что она довольно быстро «вырождалась», т. е. начинала давать низкие урожаи. В 1893—1894 гг. в Пастеровском институте во Франции был разработан метод проращивания спор шампиньона и получения его стерильной грибницы. Бъ1ли описаны основные принципы производства стерильной грибницы шампиньона и положено начало ведению сортовой чистой культуры этого гриба. К 1924 г. в большинстве стран, где была распространена культура шампиньонов, уже работали специальные лаборатории по производству его стерильной грибницы. В настоящее время выращиванием шампиньонов занимается более 30 стран.

Существуют специальные фирмы по промышленному приготовлению сортов стерильной грибницы и лаборатории, занимающиеся селекционной работой. Созданы специальные культивационные помещения шампиньонницы с автоматически регулирующимися температурой и влажностью воздуха. Имеются сорта, которые обладают высокими качествами и в течение уже десятилетий используются грибоводами различных стран. Урожайность шампиньонов может достигать 15 кг с 1 м2 гряды. Средняя урожайность 5—6 кг с 1 м2. В Советском Союзе выращивание шампиньонов сосредоточено преимущественно вокруг крупных промышленных центров: Москвы, Ленинграда, Горького, Кишинева, Артемовска и др. С самого начала культуры шампиньона и в течение длительного времени предполагалось, что в культуре находится четырехспоровый вид шампиньон обыкновенный (A. campester), который широко распространен в природе. Поскольку исходный посадочный материал (грибница) брался из естественных мест обитания обыкновенного шампиньона, это предположение казалось вполне обоснованным. В 1906 г. установлено, что шампиньон, находящийся в культуре, при общем внешнем сходстве отличается от дикорастущего наличием двух базидиоспор на базидии вместо четырех.

В результате этого открытия стали считать культивируемый двуспоровый шампиньон разновидностью 4-спорового шампиньона обыкновенного, а несколько позже нашли у них и другие отличия и выделили культивируемый шампиньон в самостоятельный вид — шампиньон двуспоровый (Agaricus bisporus). Четырехспоровые виды в культуре раньше не встречались. Распространилось мнение, что A. bisporus произошел от A. campester путем приспособления в процессе культивирования. При этом физиологические изменения в нем вызвали и морфологические - уменьшение числа спор на базидии. В 30-е годы XX столетия и позже были найдены в природных условиях дикорастущие двуспоровые шампиньоны. Встречаются они очень редко. Их описания и экспериментальное сравнительное изучение показали их идентичность с видом, находящимся в культуре. Происхождение культивируемого шампиньона получило следующее объяснение. Грибоводы брали дикорастущую грибницу из мест обитания обыкновенного шампиньона и близких к нему видов - - A. bitorquis и A. subperonatus, где вместе с ними произрастал и шампиньон двуспоровый. Но в естественных условиях он оказывался подавленным. В искусственной культуре он имеет наиболее благоприятные условия, так как шампиньон обыкновенный практически не способен расти на компостированном навозе — основном субстрате культивируемого двуспорового шампиньона. Таким образом, в культуре оказался как бы отобранным двуспоровый шампиньон. Эта теория в настоящее время наиболее приемлема. Двуспоровый шампиньон встречается в виде трех разновидностей: белой, коричневой и кремовой. Последняя известна только в культуре и в природе пока не найдена. Новые данные в этой области и особенно работы по изменчивости и селекции этого вида, несомненно, позволят окончательно решить вопрос о происхождении культивируемого шампиньона. Шляпка этого гриба округлая с плоскозагнутым краем и остатками частного покрывала на нем. Окраска ее колеблется от почти беловатой до насыщенно-коричневой или деревянисто-коричневой. Окраска шляпки столь разнообразна, что может быть разных оттенков даже у плодовых тел на одном и том же мицелии. Поверхность шляпки гладкая, в середине глянцевая или радиально-волокнистая до ясно выраженной чешуйчатости. Молодые пластинки розового цвета, зрелые темно-коричневые, с фиолетовым оттенком. Ножка белая, гладкая, цилиндрическая, шириной 3—6 см и высотой 10—20 см, заполненная или почти полая, с хорошо выраженным кольцом. Мякоть плотная, сочная, на изломе розовеющая и даже краснеющая. В природных условиях встречается сравнительно редко, но большими группами на компостных кучах, в садах, около теплиц, в придорожных канавах, всегда на местах, лишенных травы. Лишь однажды этот гриб был найден на лугу.

Остальные многочисленные виды этого рода более редки и имеют меньшее экономическое значение по сравнению с описанными выше. Среди них интересны ядовитые грибы, являющиеся исключением в роде агарикус. Получение плодовых тел A. silvaticus в лаборатории без присутствия корней деревьев позволяет предположить, что лесные виды, как и все остальные шампиньоны,— типичные сапрофиты. Их приуроченность к лесу связана с потребностями в тех специфических веществах, которые имеются только в лесной подстилке. Очень интересны с точки зрения экологии виды шампиньонов, растущих в пустынях и полупустынях. Шампиньон обыкновенный обладает способностью пробиваться через очень плотный грунт. Бетонные и асфальтовые покрытия дорог и тротуаров, бетонированные полы гаражей и складских помещений неоднократно бывали приподняты и пробиты плодовыми телами шампиньона. Это явление связано с особенностями роста и развития шляпочных грибов. Грибница легко развивается в почве под асфальтовым покрытием. При этом еще в почве почти полностью закладывается плодовое тело - - гриб в миниатюре. Грибы растут гораздо быстрее, чем всякое зеленое растение. Некоторые грибы из группы гастеромицетов развиваются из зачатка во взрослое плодовое тело за несколько часов. Клетки его при таком быстром росте не только делятся, но и сильно вытягиваются. В это время в них скапливается много влаги: взрослый гриб содержит до 95% воды и всего 5% сухого вещества. Это обусловливает очень сильное внутриклеточное давление — тургор — и результате его создается большая упругость тканей гриба. Именно эта упругость, а также быстрое деление и растягивание клеток наделяют гриб силой, способной взломать асфальт и бетон. Гифы некоторых грибов способны пробуравливать тонкие пластинки из мрамора, известняка, коллодия, яичной скорлупы и даже золота, развивая при этом давление до 5 атм. Проникновение это в подавляющем большинстве случаев чисто механический процесс, не связанный с ферментативным разрушением.

Род Макролепиота (Macrolepiota), или Грибы-зонтики Грибы рода макролепиота, или грибы-зонтики,— сапрофиты и поселяются на почве в лесу и вне леса. Хотя они не микоризообразо-ватели, но тем не менее регулярно появляются на одних и тех же местах из года в год. Иногда они вырастают и в шампиньонницах, очевидно, заносимые вместе с землей. Род макролепиота небольшой (7—11 видов). Все грибы этого рода съедобны. Некоторые из них первосортные, которые высоко ценятся на европейских, азиатских и африканских рынках, особенно гриб-зонтик пестрый (М. procera). Грибы-зонтики — космополиты и распространены почти по всему земному шару. Наиболее хорошо изучены виды северной умеренной зоны. Все грибы-зонтики отличаются очень крупными размерами. Шляпка диаметром от 10 до 25 см и более, ножка высотой 15—30 см и толщиной 2,5—3 см. В зрелости шляпка распростертая, что в сочетании с большими размерами объясняет название «грибы-зонтики». Шляпка сухая, реже слизистая, белой, бурой, желтоватой или красноватой окраски, покрыта крупными чешуйками. Пластинки свободные, часто срастаются между собой, образуя около ножки коллариум (кольцевидное утолщение). Споры и пластинки всегда чисто-белые, чем четко отличаются от шампиньонов. Гифы плодовых тел имеют пряжки. Ножка полая или плотная вверху с широким подвижным кольцом, так же как и шляпка, она покрыта крупными бурыми чешуйками.

Род Лепиота (Lepiota) Род лепиота очень близок к предыдущему, отличаясь от него несколько меньшими размерами плодовых тел (шляпка диаметром 2—10, редко до 13 см), неподвижным кольцом, наличием чешуек слюдообразной или волокнистой консистенции, отсутствием ростковой поры на спорах. Лепиоты - космополиты, но отдельные виды их имеют несколько более ограниченное распространение в определенной температурной зоне. Наибольшее число грибов этого рода найдено в Центральной и Южной Америке, и, вероятно, такое же большое разнообразие их можно ожидать в Африке, Южной Азии и Океании. Умеренные зоны Северной Америки и Европы бедны лепиотами: этот род тяготеет к жарким, тропическим и субтропическим зонам. Лепиоты — сапрофиты на почве и растительных остатках, которые они разлагают. Встречаются они на почве в лесу и на лугах, на живых и мертвых деревьях, на обработанной древесине, на соломе, на отмерших стеблях папоротников, отмерших пальмовых ветвях. В отличие от макролепиот ни один из видов лепиот не используется в сколько-нибудь значительных количествах в пищевых целях. Род включает более 50 видов. В этом роде довольно много ядовитых видов. Из числа изученных 7 ядовиты, а из них 3 вида смертельно ядовиты и несколько подозрительны. Не исключено, что среди подозрительных видов также есть и смертельно ядовитые. Есть в этом роде и несколько малоизвестных съедобных видов, например зонтик мелкощитовидный (L. clypeolaria). Но из-за трудностей определения и наличия в роде значительного количества ядовитых видов использовать их не рекомендуется.

К роду лепиота очень близок небольшой род хлорофиллум (Chlorophyllum), отличающийся от первого зеленоватой окраской спор и пластинок. Род Цистодерма (Cystoderma) Небольшой род цистодерма имеет около 15 видов. Очень близок к нему род лепиота, отличаясь только тем, что у цистодермы в зрелом состоянии ножки и шляпки плодовых тел покрыты особым кроющим слоем, состоящим из вздутых клеток, часто значительно пере- мешанных с продолговатыми клетками. Пластинки у грибов данного рода, в отличие от лепиот, приросшие к ножке, реже с возрастом слегка отстающие. Споры белые, тонкостенные. Род цистодерма космополитный, но большее число его видов обитает в тропиках. Практического значения эти грибы не имеют. Среди них есть несколько малоизвестных съедобных грибов. Обитает цистодерма среди мхов, на почве, на гниющей древесине, являясь типичным сапрофитом.

Род Феолепиота (Phaeolepiota) Феолепиота близка к роду цистодерма. Шляпка, ножка и нижняя поверхность крупного перепончатого кольца покрыты мучнистым легко снимающимся налетом, состоящим из крупных расширенных клеток — сфероцист. От цистодермы феолепиота отличается более крупными размерами плодового тела, желтой или ржаво-желтой окраской спор, с пунктированной оболочкой.

Семейство ШАМПИНЬОНОВЫЕ