Семейство ТРИХОЛОМОВЫЕ
(Tricholomataceae)

Базадиомицеты / Пластинчатые / Трихоломовые /
Basidiomycetes / Agaricales / Tricholomataceae /

Семейство ТРИХОЛОМОВЫЕ (Tricholomataceae) или рядковые. Это одно из крупных семейств порядка агариковых (Agaricales). Оно объединяет виды с плодовыми телами различных размеров, от очень мелких (Microomphale, Cantharellula) до очень крупных (Leucopaxillus, Melanoleuca). Шляпка у представителей рядовковых чаще правильная, слизистая, по форме разнообразная. Пластинки приросшие, нисходящие. Ножка центральная, редко эксцентрическая.

Грибы родов микроомфале (Microomphale) и меланолеука (Melanoleuca) растут одиночно, а говорушки (Clitocybe) образуют группы, или «семейки». У некоторых грибов ножки срастаются в пучки, таковы, например, осенний, или настоящий, опенок (Armillariella mellea), зимний гриб (Flammulina velutipes), денежка сливающаяся (Collybia confluens) и др. Иногда эти «семейки» растут на лужайках, располагаясь кольцами, образуя так называемые «ведьмины круги». Такие круги в лиственных лесах часто образует удемансиелла широкопластинковая (Oudemansiella platyphylla) на пастбищах, а на открытых местообитаниях — луговой опенок (Marasmius oreades). Встречаются рядовковые в самых разнообразных фитоценозах, на различных субстратах: на почве роды рядовка (Tricholoma), марасмиус (Marasmius); на известковых почвах -гриб из рода свинуха (Leucopaxillus), L. сапdidus; на подстилке — род говорушка (Clitocybe); на живых и мертвых стволах - роды фламмулина (Flammulina), опенок (Armillariella), некоторые виды рода мицена (Мусепа); на сучках, валежнике некоторые грибы родов омфалина (Omphalina), мицена (Мусепа); на головешках грибы рода лиофиллум (например, Lyophillum atratum), на плодовых телах шляпочных грибов представители рода коллибия (Collybia cookei), на сосновых шишках - грибы рода псевдохиатула (например, Pseudohiatula esculenta).

Рядовковые имеют разную сезонную приуроченность. В летне-осенний период встречаются говорушки, денежки, рядовки. Более длинную вегетацию показывают ксилофилы (растущие на древесине). Осенью из них очень обильно плодоносят осенние опята; почти круглый год, особенно в южных странах, плодоносит зимний гриб. Очень короткую вегетацию имеет маленький гриб псевдохиатула съедобная, поселяющийся на шишках и появляющийся чуть ли не из-под снежного покрова. Тем не менее плодоношение рядовковых зависит от многих условий. Появлению плодовых тел осеннего опенка предшествует падение температуры до 10—15° С и некоторое повышение количества осадков. При таких условиях через 10—15 дней можно ожидать появления плодовых тел. Между тем у грибов рода мицена сезонное развитие совпадает в основном с минимальной температурой воздуха и почвы и в меньшей степени с количеством выпадающих осадков. Многие представители рядовковых - микоризообразователи, например в роде рядовка, или трихолома (Tricholoma).

Интересны с биологической точки зрения грибы, живущие на грибах (микофилы). К ним относится денежка (Collybia cirrhata), имеющая мелкие плодовые тела и живущая на крупных плодовых телах различных шляпочных грибов. Практическое значение рядовковых сводится к тому, что, будучи очень большой группой, они занимают весьма значительное место в растительных сообществах, а некоторые из них обладают полезными съедобными качествами. Многие грибы имеют хозяйственное значение как объекты заготовок сырья для консервной промышленности. Таков осенний опенок (Armillariella mellea). Съедобные рядовковые грибы также следующие: зеленушка (Tricholoma fla-vovirens), Tricholoma columbetta, серая рядовка (Tricholoma portentosum), луговой опенок (Marasmius oreades), говорушка дымчатая (Clitocybe nebularis), говорушка ворончатая (Clitocybe infundibuliformis), денежка обычная (Collybia dryophila), лаковица розовая (Laccaria laccata) и многие другие. Кроме съедобных, известны и ядовитые грибы. К ним относятся говорушка Clitocybe cerussata, растущая преимущественно в хвойных лесах большими группами; говорушка Clitocybe dealbata, растущая на пастбищах, лугах, полях, в различных лесах; рядовка Tricholoma sulphureum, растущая в лиственных лесах, и Tricholoma virgatum, растущая как в лиственных, так и в хвойных лесах. Представители рядовковых иногда поселяются на подстилке, состоящей из растительных остатков (главным образом из продуктов опада древесных пород листьев, хвои, веточек, слущившихся кусочков коры).

Полезное свойство рядовковых - это содержание в их плодовых телах физиологически активных соединений, которые могут быть полезными как продуценты ростовых и антибиотических веществ. К таким грибам относятся говорушка ворончатая, говорушка дымчатая, денежка обычная, рядовка земляная (Tricholoma terreum), лаковица розовая (Laccaria laccata). Основные роды семейства - рядовка, говорушка, марасмиус, денежка. Распространены они, в основном, во всех флористических областях России.

Род рядовка, или трихолома (Tricholoma), типовой для данного семейства. Грибы, относящиеся к этому роду, имеют полушаровидную, выпуклую, позже распростертую с завернутым или волнистым и отогнутым наружу краем шляпку. Рядовки растут на почве. Многие из них - микоризообразователи.

Родовое название другого распространенного гриба — опенок (Armillariella) происходит от слова Armilla браслет, что указывает на наличие кольца на ножке.

Представители другого рода - негниючник, или марасмиус (Marasmius),— растут в лесах и на открытых местах. Шляпка распростертая, колокольчатая, с бугорком. Грибы этого рода способны разрушать наиболее стойкие компоненты опавших листьев и хвои - целлюлозу и лигнин. Под влиянием некоторых из них происходит разложение лигнина и целлюлозы в листьях бука до 70—80%.

Многочислен по видовому составу род денежка, или коллибия (Collybia), родовое название которого происходит от слова collybos, обозначающее «монета», т. е. подчеркивающее сходство шляпки с монетой. Шляпка коллибии выпуклая, позже распростертая. Растет денежка на земле, валежнике, пнях, подстилке. Некоторые из этих грибов съедобны.

В лесах часто встречаются представители рода говорушка (Clitocybe). Шляпка правильная, редко эксцентрическая или неправильная. Для этих грибов характерен специфический вкус и запах (реже он как у аниса). Растут говорушки на почве, подстилке в различных фитоценозах. В жизни леса эти грибы играют очень большую роль. Они наряду с другими подстилочными сапрофитами (миценами, денежками, грибами с мелкими плодовыми телами) участвуют в разложении подстилки и в процессах гумусообразования, т. е. обогащают почву питательными веществами. Обильно развиваясь на подстилке, они очень часто образуют аспекты и придают лесу особенную красоту. Среди говорушек есть съедобные и ядовитые.

В семейство рядовковых входит также род мицена (Mycena). Плодовые тела этого гриба мелкие. Растет мицена одиночно или группами, на древесине и подстилке в различных фитоценозах. Представители рода мицена — сапрофиты, но известны и полупаразиты. Очень важным фактором в развитии мицен является моховый покров, создающий микроклиматические условия, благоприятствующие развитию мицелия. Наибольшее количество видов приурочено к опаду лиственных пород.

В семейство рядовковых входит также маленький род лаковица (Laccaria). Грибы этого рода растут на подстилке, почве и валежнике. Среди лаковиц есть и съедобные виды.

Другой, также небольшой, но часто встречающийся род рядовковых — фламмулина (Flammulina). Шляпка округло-выпуклая, слизистая. Пластинки приросшие. Ножка плотная. Фламмулина поселяется на древесине, содержащей не менее 50—80% воды. На валеже, пнях, живых деревьях и лесной подстилке в южных районах весьма обычно встречаются грибы рода удемансиелла (Oudemansiella).

В лесах на древесине, почве, в обгорелых местах и на головешках поселяются грибы рода лиофиллум (Lyophyllum). Их плодовые тела мясистые, белые, серые, голубоватые, коричневатые. Шляпка неправильная, воронковидная, плоскопритупленная или горбовидная, с лопастным краем. Пластинки приросшие, от давления синеют, краснеют, позже чернеют. Ножка ровная или к основанию утолщающаяся, иногда эксцентрическая, хрящеватая, гладкая или хлопьевидно-мучнистая. Споры ромбовидные, почти шаровидные, широкоэллипсоидные, бесцветные.

В лесу на подстилке и открытых местообитаниях нередки также ложные свинухи (род Leucopaxillus). Плодовые тела ложных свинух характеризуются мясистостью и плотностью.

У представителей другого рода семейства рядовковых меланолеука (Melanoleuca) - плодовые тела мясистые и гигрофанные. Шляпки белые, охряные или серые, коричневые до черноты. Эти грибы растут в лесах, садах, на лугах. В лиственных и сосновых лесах на подстилке и гнилушках нередки грибы с мелкими плодовыми телами, относящиеся к роду омфалина (Omphalina). Они растут на почве, подстилке и валежнике.

Семейство ТРИХОЛОМОВЫЕ