Семейство ЖУРЧАЛКИ
(Syrphidae)

Насекомые / Мухи и комары / Журчалки /
Insecta / Diptera / Syrphidae /

Семейство ЖУРЧАЛКИ (Syrphidae) На цветках зонтичных и сложноцветных часто рядом с осами и шмелями сидят очень похожие на них мухи из этого семейства. Хотя эти мухи совершенно безобидны, птицы не решаются их трогать, принимая за вооруженных жалом перепончатокрылых. В семействе журчалок около 4500 видов. Оригинален полет этих мух. Наряду с обычными перелетами журчалки могут подолгу висеть в воздухе, непрерывно работая крыльями, но не двигаясь с места. Изучение такого «стоячего» полета показало, что только при опускании крыла его плоскость направлена горизонтально — возникающая при этом подъемная сила уравновешивает вес насекомого. В нижнем положении крыло поворачивается на 45° и возвращается кверху, разрезая воздух своим острым передним краем. Никакой поступательной силы при этом, естественно, не возникает. Необычайно разнообразен образ жизни личинок журчалок в противоположность взрослым мухам, которые расстаются с нектароносными цветами только для того, чтобы отложить яйца в подходящее место. Самки одних видов летят для этого к грязным, зловонным ручейкам, другие устремляются под полог леса, разыскивая деревья с вытекающим из ран бродящим соком, третьи разыскивают колонии тлей или гнезда шмелей, четвертые хлопочут около муравейников и т. д. Очень похожи на ос взрослые журчалки из рода темностома (Temnostoma). Личинки их — активные разрушители древесины влажных пней и мертвых стволов. Как же эти личинки высших двукрылых, которые, как известно, лишены головной капсулы и грызущих челюстей, могут протачивать ходы в древесине. Для этого у личинок оказались совершенно неожиданные приспособления: основания их переднегрудных дыхалец сильно увеличились, частично обособились и превратились в два мощных скребка, края которых усажены рядами зубцов. Они скребут древесину подобно тому, как моллюск — корабельный червь — пользуется для этих же целей остатками своей недоразвитой раковины. Однако наиболее обычны из журчалок виды, обитающие в колониях тлей. Трудно представить себе, что ползающие в колониях тлей зеленоватые или серые личинки, напоминающие небольших пиявок, принадлежат к тому же семейству, что «крыска», но это так. Достаточно взглянуть на взрослых журчалок из рода сирфов (Syrphus). Внешность их вполне типична: темная с металлическим отливом грудь и такое же брюшко, на каждом сегменте которого по два полулунных пятна. Личинок журчалок из рода мипродон (Microdon), обитающих в муравейниках, принимали сначала за моллюсков и описывали как особый род этих беспозвоночных животных. Эта ошибка не случайна: личинка имеет округлое тело с плоской нижней поверхностью без всяких следов членистости и даже некоторое подобие раковины, которую образуют ее полусферические затвердевшие наружные покровы, несущие на себе наслоения из пыли и грязи. Однако из этих личинок в конце концов появляются бронзово-зеленые мухи, принадлежность которых к журчалкам не вызывает сомнений. Наибольшего успеха в подражании жалоносным перепончатокрылым достигли, различные виды шмелевидок, или мохнаток (Volucella), которые похожи на шмелей, как формой тела, так и расположением густых пушистых волосков, окрашенных, как и у шмелей, в различные цвета. Такое сходство возникло, по всей вероятности, потому, что мохнатки биологически тесно связаны со шмелями. Их личинки развиваются в гнездах шмелей, питаясь трупами погибших личинок или всегда имеющимися испражнениями и отбросами. Трудно представить, что липкая смола, вытекающая из пораненных елей, может скрывать в себе живых личинок. Но журчалки приспособились и к этой среде обитания.

Семейство ЖУРЧАЛКИ