ГАЛЛИЦЫ
  • Семейство ГАЛЛИЦЫ
    (Cecidomyiidae)

Насекомые / Мухи и комары / Галлицы /
    Insecta / Diptera / Cecidomyiidae /

Семейство ГАЛЛИЦЫ (Cecidomyiidae) Семейство двукрылых, насчитывающее свыше 3000 видов. Сюда относятся мелкие комарики, большей частью оранжевого цвета, с длинными антеннами и ногами и с очень слабыми крыльями, укрепленными лишь 3—4 продольными жилками. Взрослые галлицы не питаются и живут всего 2—3 суток, поэтому процветание этого семейства объясняется многими полезными приспособлениями, которые выработались у их личинок. Чем мельче насекомое, тем больше у него врагов. Но личинкам галлиц, которых можно детально рассмотреть только в лупу, не страшны враги — они надежно укрыты внутри галла как от хищников, так и от неблагоприятных воздействий внешней среды. Галл — ненормально измененные части органов, а иногда и целые органы растения (цветки, плоды, побеги, листья), преобразованные личинками в более или менее замкнутую камеру. В такой камере к услугам личинок питательная пища — растительный сок, им не страшны превратности погоды — стенки галла их надежно изолируют от неблагоприятных воздействий. Процесс образования галла очень сложен. Личинки галлиц не грызут ткань растения, их крошечная голова и колющие ротовые части непригодны для этого. Личинка действует иначе: выделяет на окружающие ткани специфические ростовые вещества, под воздействием которых клетки растения начинают бурно расти и делиться. В результате тесного и точного взаимодействия личинки и растения образуется галл строго определенной характерной формы, так что по форме галла можно легко определить и вид галлицы. Взрослые личинки иногда так и окукливаются в галле, иногда падают в почву, где плетут себе шелковистый кокон. Внутри кокона личинка быстро превращается в куколку. Появляющиеся из куколок взрослые галлицы должны отыскать растение, пригодное для развития личинок. Галлиц-фитофагов очень много, но каждый вид их строго приурочен к определенному виду растения. Если самка ошибется, вышедшие из яиц личинки так и не смогут образовать галл на чуждом растении и погибнут. Но такие ошибки очень редки, так как галлицы различают растения очень точно, руководствуясь при этом тонкими особенностями их запахов. Многие виды галлиц обычны и очень широко распространены. В лесах на черешках листьев осины летом встречаются красноватые округлые галлы осиновой черешковой галлицы (Syndiplosis petioli). Верхушки побегов ивы преобразуют в характерный галл, напоминающий по структуре цветок розы, личинки ивовой розообразующей галлицы (Rhabdophaga rosaria). Особенно разнообразны галлы, вызываемые саксауловыми галлицами в пустынях. Галлицы периодически размножаются в невероятных количествах. Особенно опасны в периоды массовых размножений виды, повреждающие культурные растения. Однако не все группы галлиц развиваются в тканях растений. Примитивные галлицы еще сохранили прочную связь со своей первичной средой обитания — почвой, подстилкой, гниющей древесиной.

Семейство ГАЛЛИЦЫ