Семейство ТКАЧИКОВЫЕ
(Ploceidae)

Птицы / Воробьиные / Ткачиковые /
Aves / Passeriformes / Ploceidae /

Семейство ТКАЧИКОВЫЕ (Ploceidae) Это богатая видами группа воробьиных птиц близкая к семейству вьюрковых. Разные виды приспособились к самым разнообразным условиям, но большинство ведет древесный образ жизни. Размеры ткачиковых — от пеночки до крупного дрозда. Телосложение их плотное, голова округлая, шея короткая. Клюв конической формы. Крылья у большинства видов короткие и закругленные. Оперение, плотно прилегающее к телу, у обитателей северных и умеренных широт окрашено скромно, у тропических и субтропических видов — ярко. Среди последних некоторые имеют на голове небольшие хохолки, а на шее воротнички. По земле передвигаются прыжками. Любят купаться в пыли или песке. Держатся стаями, некоторые виды — даже в период гнездования. Гнездятся как колониями, так и парами. Громадные гнездовые колонии ткачиков — характерное явление для тропических стран. У некоторых видов наблюдаются общие колониальные гнезда, иногда такие большие, что деревья обламываются под их тяжестью. Гнезда всегда закрытые, тщательно и искусно сделанные, разнообразной формы: шарообразные, бутылкообразные с различной длины горлом и т. д. За удивительно искусное плетение гнезд эти птицы получили свое название. В кладке 3—6 яиц. В году 1—2 кладки. Насиживание длится 11-12 дней. Птенцы вылупляются слепыми и голыми. Родители их выкармливают в гнезде от 12 до 20 дней. Взрослые птицы линяют один или два раза в году. В последнем случае осенью бывает полная линька, а весной частичная. Как правило, ткачиковые — оседлые птицы, совершают лишь кочевки и перелеты на короткие расстояния. Питаются преимущественно растительной пищей — семенами, ягодами и т. д., а также насекомыми, которыми обычно выкармливают и птенцов. Некоторые виды наносят значительный вред зерновому хозяйству. Так, в Западной Африке обитает свыше 1,5 млрд. красноклювых ткачиков (Quelea quelea), которые уничтожают около 1,5 млн. т зерна, что составляет до 50% всего урожая. Абсолютное большинство видов обитает в тропиках и субтропиках восточного полушария. Населяют Европу, Азию, Африку и Австралию. Наибольшее число ткачиковых принадлежит Африке, где живет не менее 4/5 всех их видов. Всего в этом семействе насчитывается около 200 видов. В России встречается 11 видов, принадлежащих к 4 родам и относящихся к подсемейству настоящих воробьев (Passerinae).

Семейство ТКАЧИКОВЫЕ