ПЕЧНИКОВЫЕ
  • Семейство ПЕЧНИКОВЫЕ
    (Furnariidae)

Птицы / Воробьиные / Печниковые /
    Aves / Passeriformes / Furnariidae /

Семейство ПЕЧНИКОВЫЕ (Furnariidae) К этому семейству относится довольно большое количество видов птиц малой и средней величины, самые крупные достигают длины тела 25—26 см. Они довольно разнообразны по внешнему виду, но все имеют скромное оперение: сверху буровато-коричневое, снизу более светлое . Горло обычно белое. Некоторые имеют на голове хохол. Крылья закругленные, хвост у настоящих печников (род Furnarius) довольно короткий, у других может быть длинным. Клюв чаще короткий, но бывает длинный и изогнутый. Самец и самка различаются мало или вовсе не различаются. Большинство печниковых живут в лесах, но есть виды, населяющие открытые равнины с кустарниковыми зарослями, некоторые селятся и по береговым дюнам. Все они насекомоядны, за немногими исключениями. Некоторые горные печники (род Geositta) и тококо (род Chilia) питаются семенами и другой растительной пищей, а трясохвостки (род Cinclodes) — ракообразными и мелкими водными беспозвоночными. Причем эти трясохвостки — единственные среди воробьиных птиц, приспособившиеся к питанию в море. Все печники закрытогнездящиеся птицы (за одним исключением). Гнезда устраивают в самых разных условиях: роют норы сами, используют норы других зверей и птиц, дупла дятлов, строят сложные сооружения из растительных материалов и т. п. Но самыми известными являются, конечно, печники рода Furnarius (6 видов), складывающие гнезда из глины или грязи, действительно чем-то напоминающие миниатюрные печки,— с боковым входом в гнездо и со сложным путем внутри к гнездовой камере (может быть, аналогия с дымоходом). От этих птиц и все семейство получило свое название. Гнездовой период у большинства печниковых длится очень долго — до 9 месяцев и даже больше. Основную его часть занимает постройка гнезда. Для откладки яиц и высиживания птенцов обычный срок у многих птиц 4—5 недель. В кладке 3—5, иногда до 9 белых (за немногими исключениями) яиц. Большинство видов гнездится отдельными парами, но некоторые строят сообща крупные «многоквартирные» гнезда. Птицы-печники распространились очень широко по всем возможным экологическим нишам Южной Америки — от высочайших гор до влажных джунглей и от жаркой пампы до каменистых холодных пустынь Огненной Земли. На север они встречаются до Центральной Мексики. Гнездятся на островах Тринидад и Тобаго. Отсутствуют на Антильских островах. В Южной Америке птицы-печники заполнили все ниши, не занятые здесь другими воробьинообразными птицами: дроздов, мелких синиц, длиннохвостых синиц, оляпок, славок, хохлатых жаворонков, трясогузок и др. В этом семействе 220 видов, входящих в 19 родов (по другим данным — в 55 родов). Таким образом, система семейства разработана слабо, да и экология многих видов почти неизвестна.

Семейство ПЕЧНИКОВЫЕ