Семейство ЧИСТИКОВЫЕ
(Alcidae)

Птицы / Ржанкообразные / Чистиковые /
Aves / Charadriiformes / Alcidae /

Семейство ЧИСТИКОВЫЕ (Alcidae) или ЧИСТИКИ. Семейство чистиковых объединяет компактную группу исключительно морских птиц, массой от 80 г до 1,2 кг. Эти птицы хорошо приспособлены к плаванию и нырянию. Под водой плавают с помощью крыльев — настоящий подводный полет, делая по 15—20 взмахов в минуту и только чистики (Cepphus) при добыче корма у дна пользуются так же и лапами. Тело компактное, шея, ноги, крылья и хвост короткие. Ноги далеко отнесены назад, поэтому посадка на суше у большинства видов вертикальная. Передние пальцы соединены перепонкой, задний палец почти редуцирован. Клювы очень разнообразной формы. У конюг (Aethia, Cyclorrhynchus) и тупиков (Fratercula, Lunda) яркие щитки рамфотеки – рогового покрова клюва, ежегодно линяют. Оперение густое и плотное, хорошо сохраняющее тепло. Этому же способствует и хорошая жировая прослойка. Полет быстрый, прямолинейный. Весовая нагрузка на крылья большая, поэтому частота взмахов крыльев высокая, до 8 в секунду у кайр. Кайры с воды взлетают с трудом, после разбега, а с ровного места взлетать совсем не могут. Конюги, особенно крошка, хорошо взлетают и с суши. По суше большинство видов передвигается на цевке, хотя непродолжительное время могут ходить и на пальцах; тупики, в основном, же ходят на пальцах.

Рулем под водой, как и в воздухе, служат лапы. С помощью удара лап также заныривают. Под водой крупные виды остаются обычно менее 80 сек, но могут оставаться до 220 сек и нырять на глубины до 210 м. Продолжительность и глубина погружения у мелких видов меньше. Плавают под водой легко, маневренно и быстро, развивая скорость в 2 м/сек. Большинство видов в брачном наряде имеют контрастную окраску: черные сверху и белые снизу. Только пыжики пестрые, а чистики зимой имеют светлый рябой верх. В брачную пору у многих видов на голове развиваются различные украшающие перьев, собранные в косицы, а на клюве – яркие щитки. По окраске самцы и самки не различаются, хотя самцы несколько крупнее самок. Гнездятся чистиковые на побережье материков и островов, образуя большие, иногда огромные — миллионные — колонии или так называемые птичьи базары. Базары формируются в зонах образования фронтов, где холодные арктические воды сталкиваются с теплыми южными течениями. Здесь наиболее высока продуктивность моря — много планктона и рыбы. В то же самое время огромные скопления чистиковых удобряют море в районе птичьих базаров и тем самым значительно повышают биопродуктивность этих участков. Пищевые цепи тут оказываются очень простыми, и в тоже время очень чувствительными к нарушениям.

Некоторые виды чистиковых могут гнездиться как колониями, так и отдельными парами, тогда как пыжики всегда гнездятся одиночно. Большинство видов этого семейства гнездится в разного рода укрытиях — в расщелинах скал, под камнями (гагарки, чистики, конюги) или в норах (тупики, топорики), кайры - открыто на карнизах скал или на вершинах островов-кекуров, а длинноклювые пыжики - на деревьях. Чистиковые — настоящие моногамы. Чистики и старики откладывают 2 яйца, остальные виды — 1 яйцо. У кайр яйца имеют конусовидную форму, что уменьшает риск их скатывания с узких скальных карнизов. Насиживание длится от 28 до 50 дней. Птенцы у чистиковых птенцового типа. Из яиц они выходят одетые пухом, но долгое время выкармливаются родителями в гнезде или в море (у кайр и стариков). Как показало кольцевание, чистиковые очень консервативны в выборе места для гнезда — из года в год каждая пара возвращается для гнездования на один и тот же карниз или под одни и те же камни. У чистиковых 2 линьки в году: осенняя — полная и весенняя — частичная, во время которой сменяется только мелкое оперение, а у многих развиваются украшающие перья и яркие щитки на клюве. При осенней линьке у большинства видов (кроме конюг) маховые перья выпадают сразу и птицы временно не летают.

По характеру питания чистиковые — животноядные птицы. Они питаются главным образом мелкой рыбой, различными ракообразными, моллюсками и морскими червями. Одни виды приспособлены к ловле добычи в поверхностных слоях воды (конюги, тупики), другие — в более глубоких слоях (кайры), третьи — у дна (чистики). Добыча разных видов чистиковых различается по величине. Поэтому несколько очень близких между собой видов могут обитать по соседству. Чистиковые распространены в холодных и умеренных водах только северного полушария. Экологически они аналогичны пингвинам южного полушария. Родственных связей между пингвинами и чистиками нет никаких. В Тихом океане чистиковые идут на юг до Японии и полуострова Калифорния, в Атлантике до Британских островов, Португалии и восточных штатов США. Несколько видов гнездятся в морях Северного Ледовитого океана. Дальше всех на север — до земли Франца-Иосифа — идет люрик. Всего насчитывается 24 вида современных чистиковых из 12 родов. В России встречается 21 видов, 19 из них гнездятся на наших берегах. Семейство наиболее многочисленно в Тихом океане, где обитает 21 видов, из них 15 эндемичны для этого региона. Северная часть Тихого океана и была, по всем данным, местом возникновения и первичной адаптивной радиации чистиковых. Наиболее древние находки их отсюда датируются верхним эоценом. Разнообразны были чистиковые в Калифорнии