Семейство ПТИЦЫ РАЙСКИЕ
(Paradiseidae)

Птицы / Воробьиные / Птицы райские /
Aves / Passeriformes / Paradiseidae /

Семейство ПТИЦЫ РАЙСКИЕ (Paradiseidae) Первым европейцем, узнавшим о существовании так называемых райских птиц (табл. 63), был известный путешественник Магеллан, получивший их в подарок от одного из султанов Молуккских островов. Первые сведения об этих птицах были доставлены в Европу капитаном Эль Кано, возглавившим экспедицию, после того как Магеллан был убит. Эль Кано привез с собой несколько перьев райских птиц и рассказы о лечебной силе этих птиц и об их фантастических особенностях. После этого все стали стремиться приобрести шкурки райских птиц как украшение. Недобросовестные торговцы поддерживали различные легенды о них, в частности — будто бы райские птицы действительно всю жизнь проводят в небе, т. е. в полете, и даже насиживание происходит во время полета, когда одна птица служит как бы гнездом для другой. Чтобы убедить покупателей, что райские птицы никогда не садятся на деревья, торговцы отрывали у птичьих шкурок ноги. Теперь мы знаем, что никаких примечательных особенностей, кроме яркого оперения с большим числом украшающих перьев, у райских птиц нет. В семейство входит около 40 видов птиц, населяющих преимущественно Новую Гвинею и некоторые прилежащие острова и в меньшей степени Австралию. Это лесные птицы, отдельные виды могут быть встречены только в высокогорных лесах. Некоторые питаются фруктами, но большинство видов питается насекомыми, маленькими древесными лягушками, ящерицами, которых птицы собирают на ветвях деревьев. Эти птицы держатся обычно в одиночку или парами. Виды, у которых не обнаруживается полового диморфизма, моногамны, как большинство певчих птиц, и самец помогает самке во всех ее гнездовых делах. Виды с сильно развитым половым диморфизмом пар не образуют. Самец и самка встречаются на местах тока. Сооружение гнезда, насиживание яиц и выкармливание птенцов происходит без какого-либо участия со стороны самца. Во время тока самцы принимают всевозможные позы и демонстрируют перед самками всю красоту своего оперения. Гнезда райских птиц — объемистые мискообразные, помещаемые на ветвях деревьев. Только королевская райская птица устраивает гнездо в дупле. В кладке 1—2 яйца.

Семейство ПТИЦЫ РАЙСКИЕ