Семейство СИНИЦЕВЫЕ
(Paridae)

Птицы / Воробьиные / Синицевые /
Aves / Passeriformes / Paridae /

Семейство СИНИЦЕВЫЕ (Paridae) Это семейство объединяет птиц очень однообразных как по внешнему виду, так и по образу жизни. Сюда относятся мелкие птицы: длина тела у них 100—180 мм, а масса всего 7—25 г. Клюв у синиц короткий, конусообразный, сверху несколько закругленный, с боков сплюснутый. Ноздри покрыты короткими щетинковидными перышками. Ноги сильные и толстые, с крепкими пальцами и сильно загнутыми острыми когтями, хорошо приспособленные для лазания по ветвям деревьев. Крыло сравнительно короткое и тупое, имеет 10 первостепенных маховых. Хвост средней длины, из 12 рулевых, ровный или с небольшой вырезкой. Оперение густое и мягкое. Самцы п самки окрашены сходно. Молодые птицы отличаются от старых лишь более бледными тонами окраски. Линяют почти все виды семейства раз в году. Синицы — подвижные, ловкие птички, питающиеся преимущественно насекомыми, которых собирают в кронах деревьев и в кустарниковом подлеске. При этом многие виды семейства добывают себе пищу из-под коры, раздалбливая ее, наподобие дятлов. Они очень общительны. Осенью часто собираются в стаи, объединяясь с другими видами синиц, с дятлами, поползнями и пищухами. Синицы очень сообразительны. Так, в Великобритании синицы, обитавшие около загородных усадеб, научились снимать крышки с выставленных бутылок с молоком или продырявливать крышки и клевать сливки. Другие синицы быстро переняли этот «опыт», и сейчас почти на всей территории Великобритании от синиц защищаются, покрывая оставляемые бутылки салфетками или пустыми коробками. Гнездящиеся летом в садах и парках Москвы синицы научились клевать зимой масло, сало и другие мясные продукты, залетая в форточки между оконными рамами, где москвичи часто хранят зимой эти продукты. Свои гнезда синицы обычно устраивают в дуплах деревьев, реже между ветвями и сучьями, из которых сложены гнезда хищных птиц, в норах, щелях скал и других укрытых местах. Ремезы вьют мешкообразные гнезда, подвешивая их на тонких ветвях. В кладке от 3—5 до 14—16 яиц белого цвета, у большинства видов с красновато-коричневыми крапинками. У многих видов, во всяком случае в центральных и южных частях ареала, 2 кладки в году. Гнездиться синицы начинают рано, когда в лесу еще лежит снег и по ночам бывают морозы. Поэтому они делают очень теплые гнезда, а вылупившихся птенцов самка в первые дни подолгу обогревает, почти не вылетая из гнезда. Синицы питаются исключительно насекомыми, главным образом растительноядными, связанными с древесно-кустарниковой растительностью лесов, садов и парков. Поэтому во всех культурных странах эти птицы охраняются. Для них развешивают искусственные закрытые гнездовья и оставляют в насаждениях дуплистые деревья. Состоящее из 10 родов, объединяющих 65 видов, семейство синиц широко распространено в Евразии и на прилегающих островах, небольшим числом видов представлено в Северной Америке и в Африке. Большинство видов ведет оседлый и кочующий образ жизни, некоторые виды перелетны.

Семейство СИНИЦЕВЫЕ