Семейство МУХОЛОВКОВЫЕ
(Muscicapidae)

Птицы / Воробьиные / Мухоловковые /
Aves / Passeriformes / Muscicapidae /

Семейство МУХОЛОВКОВЫЕ (Muscicapidae) Это маленькие птицы: длина тела у большинства из них колеблется в пределах 110—180 мм, масса 8—25 г. Все они имеют широкий и низкий клюв, с загнутой вниз на конце верхней челюстью, с сильно выраженным хребтом надклювья. У основания клюва имеются хорошо развитые щетинки, которые у большинства видов прикрывают ноздри. Щетинки располагаются и по краям рта, что увеличивает его ловчую поверхность. Ноги мухоловок сравнительно слабые, с относительно короткой цевкой. Крыло относительно длинное, неширокое, его вершину образуют 3—5-е первостепенные маховые. Первостепенных маховых 10, хвост из 12 рулевых перьев. Внешний вид и окраска мухоловок весьма различны. Одни виды имеют однотонную, скромную буровато-серую окраску оперения и короткий хвост, тогда как другие (преимущественно тропические виды) окрашены очень ярко и имеют нередко длинный ярко окрашенный хвост. Самец и самка у большинства видов хорошо различаются по расцветке оперения. К семейству мухоловковых принадлежит примерно 70 родов, объединяющих около 400 видов. Их можно встретить во всех странах света, за исключением Америки. Нет их и в приполярных областях и в обширных пустынях. Особенно многочисленны мухоловки в тропиках. Мухоловки — перелетные птицы, они поздно прилетают на места гнездования и рано покидают их. Живут преимущественно в светлых разреженных лесах, парках и садах, реже в густых насаждениях, но тогда всегда вблизи полян и опушек. Моногамы. Ряд видов мухоловок гнездится на деревьях, кустах, строениях и даже на скалах, другие в дуплах. Гнездо представляет собой довольно массивную и рыхлую постройку. Кладка состоит из 2—10 (чаще 6—8) белых или голубоватых, часто крапчатых яиц. Кормятся мухоловки насекомыми — мухи, перепончатокрылые, бабочки, а также некоторые другие летающие насекомые составляют основную часть добычи. Есть, однако, виды, основу питания которых составляют нелетающие беспозвоночные: пауки, гусеницы бабочек и личинки пилильщиков, жуки, клопы и т. п. В осеннее время при бескормице многие мухоловки поедают ягоды и семена растений.

Семейство МУХОЛОВКОВЫЕ