Семейство ЗАВИРУШКОВЫЕ
(Prunellidae)

Птицы / Воробьиные / Завирушковые /
Aves / Passeriformes / Prunellidae /

Семейство ЗАВИРУШКОВЫЕ (Prunellidae) Завирушки — некрупные птицы, по внешнему облику напоминающие воробья. Оперение у них густое и жесткое, окраска неяркая, с преобладанием бурых, иногда с примесью рыжих тонов. Самки и самцы обычно окрашены сходно, молодые птицы пестрые. Крылья у завирушек закругленные, прямой или слегка вырезанный хвост состоит из 12 рулевых перьев. Клюв своеобразного строения: конец надклювья несколько утолщен и закруглен, резкого гребня нет, вершина надклювья прямая, основание клюва расширено. По длине клюв равен приблизительно половине длины головы. К этому семейству относится 1 род завирушек (Prunella) с 12 видами, распространенными в умеренной полосе Европы и Азии, а также в Северной Африке. Виды, обитающие в северных районах распространения семейства, перелетные, тогда как обитающие на юге в горах птицы совершают регулярные вертикальные кочевки. Завирушки — осторожные, малозаметные птицы, которые держатся преимущественно на земле или в кустарниках. Свои гнезда они устраивают в кустарниках и иногда невысоко от земли на деревьях, а также на земле и в трещинах скал (что чаще наблюдается высоко в горах). Кладка обычно состоит из 4—5 зеленовато-синеватых яиц. Насиживание продолжается около 2 недель; примерно столько же времени птенцы находятся в гнезде. У многих видов завирушек 2 кладки в году. Поют завирушки негромко и маловыразительно. Питаются эти птицы различными беспозвоночными и семенами растений; осенью многие виды охотно поедают ягоды.

Семейство ЗАВИРУШКОВЫЕ