Семейство ЖАВОРОНКОВЫЕ
(Alaudidae)

Птицы / Воробьиные / Жаворонковые /
Aves / Passeriformes / Alaudidae /

Семейство ЖАВОРОНКОВЫЕ (Alaudidae) Жаворонковые — небольшие птицы, размерами с домового воробья или немного крупнее (длина 110—230 мм, масса 15—70 г). Телосложение у них плотное, голова большая. Ноги короткие, хорошо приспособленные к передвижению по земле; пальцы средней длины, задний палец снабжен очень длинным, почти прямым шпорообразным когтем. Крылья длинные и довольно широкие (летают жаворонковые быстро); хвост, состоящий из 12 рулевых перьев, относительно короткий, прямо обрезанный или с неглубокой вырезкой на конце. Окраска оперения преимущественно скромная, малозаметная. Для большинства видов характерен так называемый «жаворонковый» наряд: пестрый верх с темными серединами и светлыми каймами перьев и светлый с темными пятнышками низ. У некоторых птиц эти темные пятнышки бывают особенно густые на боках шеи и зоба, а иногда здесь образуется большое темное пятно. Половой диморфизм в большинстве случаев неразвит. Птенцы отличаются более пестрым, чем взрослые птицы, оперением. Линька происходит только раз в году (осенью), но вследствие обнашивания летнее оперение заметно отличается от зимнего. К семейству жаворонковых относятся 78 видов, принадлежащих к 15 родам. Распространены эти птицы в Африке, Азии, Европе; 1 вид обитает в Америке и 2 вида в Австралии. Некоторые виды сравнительно недавно акклиматизированы, но уже широко расселились во многих районах Экваториальной и Южной Африки, Южной Азии, в Австралии и на многочисленных островах, лежащих между этими материками, а также в Новой Зеландии. Жаворонки — жители открытых пространств, населяют возделываемые поля, луга, степи, полупустыни, пустыни, и лишь немногие виды селятся по опушкам леса, на вырубках и лесных полянах. Поднимаются жаворонки и высоко в горы — некоторые из них встречаются на высоте до 4000 м над уровнем моря. Многие из жаворонков — превосходные певцы, пение их отличается звонкостью, мелодичностью и продолжительностью. Поют птицы обычно на лету, совершая токовой полет, но высоко в горах, а также в холодные дни, рано утром и под вечер жаворонки поют, сидя на земле. Гнезда устраивают на земле в небольшом естественном углублении или в ямке, которую выкапывают сами. Обычно кладка состоит из 4—6 яиц, которые в течение 12—16 дней высиживаются самкой. Выкармливают вылупившихся птенцов оба родителя в течение 10—11 дней. Только что покинувшие гнездо птенцы не умеют летать, их еще 8—10 дней докармливают родители. Когда птенцы научатся летать и самостоятельно добывать себе пищу, взрослые птицы приступают ко второй кладке. Жаворонки — наземные птицы. Они питаются, подбирая корм с земли и склевывая его с низких растений, куда можно дотянуться клювом. Добытая жаворонками пища состоит почти исключительно из насекомых, а также семян сорняков и падалицы культурных растений.

Семейство ЖАВОРОНКОВЫЕ