Семейство ДЯТЛОВЫЕ
(Picidae)

Птицы / Дятлы / Дятловые /
Aves / Picariae / Picidae /

Семейство ДЯТЛОВЫЕ (Picidae) Семейство дятловых состоит из мелких и средней величины птиц: наиболее мелкие виды не больше воробья, тогда как самые крупные по размерам приближаются к вороне. Окраска оперения у дятлов разнообразная, но у большинства видов довольно яркая — черная, зеленая или пестрая. Оперение жесткое. Крылья умеренной длины, широкие и закругленные — «лесного» типа; первостепенных маховых 10. Хвост состоит из 12 заостренных на конце, с очень толстыми и пружинистыми стволами рулевых перьев. Тело у дятлов вальковатое, коренастое, у подавляющего большинства видов с характерным долотообразным клювом. Ноги короткие, с двумя обращенными назад и двумя вперед пальцами, вооруженными цепкими когтями. Почти все дятлы — дневные, связанные с лесом птицы. Подавляющее большинство видов этого семейства — типичные лазающие птицы, вся жизнь которых проходит на деревьях. И дятлы хорошо приспособлены к такой жизни: у большинства видов хвост более пригоден для лазания по деревьям, чем для полета. Перья хвоста у дятлов черепицеобразно налегают друг на друга — средняя пара, естественно, сверху. Таким образом создается хорошая опора, которую дятлы всегда используют при лазании, например, по вертикальному стволу дерева. Линька хвоста у дятлов начинается со второй пары перьев от середины хвоста, постепенно переходя на наружные. Лишь после того как самые крайние перья хвоста сменятся, выпадают оба средних пера; расти теперь они могут беспрепятственно, так как птица опирается на уже выросшие новые внешние рулевые перья. Летают дятлы неохотно, но быстро. Полет у них тяжелый и в то же время стремительный: птица делает резкий взмах крыльями, поднимающий ее ввысь, затем складывает их и стремительно, словно брошенное копье, пролетает некоторое расстояние, быстро теряя высоту, затем вновь взмахивает крыльями и т. д. Большинство видов гнездится в дуплах деревьев. Их чаще выдалбливают сами птицы, реже занимают уже имеющиеся пустоты в древесине. Подстилка в дупле не делается. Кладка бывает обычно раз в году и состоит из 2—13 белых яиц. Насиживают и самец и самка в течение 11—15 дней. Птенцы вылупляются слепыми и голыми. На пятках у них имеются особые кожные образования — утолщения с шиповидными сосочками, так называемая пяточная мозоль, отпадающая вскоре после вылета из гнезда. Она, по-видимому, помогает птенцам карабкаться по стенкам дупла и служит своего рода амортизатором при подпрыгивании навстречу приносящим корм родителям. После вылета из гнезда птенцы непродолжительное время держатся вместе, затем выводок распадается, и птицы бродяжничают по лесу в одиночку. К зиме значительная часть птиц далеко откочевывает от мест размножения, но на большей части своего гнездового ареала дятлы встречаются круглый год. Голос у дятлов громкий, они часто постукивают клювом по деревьям, а поэтому найти их в лесу не составляет особого труда. Почти все дятлы, добывая себе пищу, в той или иной степени долбят кору деревьев и кустарников. Поэтому ноздри этих птиц покрыты жесткими, обращенными вперед волосковидными перьями, предохраняющими дыхательные пути от попадания в них мелкой стружки, образующейся при долблении. Доставать насекомых из щелей и вскрытых путем долбления ходов дятлам помогают чрезвычайно длинный, далеко высовывающийся из клюва язык и сильно развитые слюнные железы, позволяющие накрепко приклеивать к языку добычу. Питаются дятлы почти исключительно насекомыми и их личинками, отчасти семенами. Виды дятлов, обитающие в умеренном поясе, большую часть года питаются семенами и лишь в летний период потребляют беспозвоночных. В пище большинства видов дятлов часто встречаются личинки различных насекомых, живущих в тканях деревьев и, следовательно, вредящих лесному хозяйств; Добывают их дятлы либо из-под коры, отламывая ее, либо склевывая с поверхности, либо выдалбливая из толщи древесины. Сдирая с больных древьев кору, дятел убивает личинок и тем сами приостанавливает дальнейшее развитие и размножение вредителей-ксилофагов. Незараженные деревья дятлы не долбят: долбление здорового н вид дерева служит указанием на то, что дерево поражено. Кроме того, дятлы оказываются чрезвычайно полезными тем, что выдалбливают поврежденных деревьях дупла, которые впоследствии заселяются другими птицами-дуплогнездками. Численность многих видов дятловых птиц ceйчас заметно сокращается вместе со сведение лесов, а большинству крупных дятлов угрожав вымирание. Дело в том, что крупные дятлы обычно питаются особенно большими личинками. Живущими лишь в огромных вековых деревьях, совершенно не в состоянии приспособиться кормлению в кустарнике и на молодых деревья? Для устройства дупла крупным видам дятлов требуются настоящие лесные гиганты, а если таких деревьев нет, они просто не размножаются Крупные дятлы действительно большие птицы поэтому каждой паре необходим значительны участок высокоствольного древостоя, который может дать им приют, а в Европе, Азии, Северной Америке уже почти не осталось девственных лесов. Распространены дятлы в самых разнообразны древесных и кустарниковых насаждениях во все странах света, за исключением Мадагаскара, Австралии, Новой Зеландии, Новой Гвинеи и многочисленных небольших островов Полинезии. Coстоит семейство дятлов из 209 видов, объединенные примерно в 40 родов.

Семейство ДЯТЛОВЫЕ