Семейство ЛЯГУШКОРОТЫ
(Podargidae)

Птицы / Козодои / Лягушкороты /
Aves / Caprimulgi / Podargidae /

Семейство ЛЯГУШКОРОТЫ (Podargidae) В составе этого семейства всего 2 рода, объединяющих 12 видов, населяющих тропические леса Юго-Восточной Азии, Австралии и ряда островов Океании. Это довольно крупные козодои, длиной до 50 см, с сильным коротким клювом, с крючком на конце надклювья. Клюв очень широкий у основания. Например, ширина рта у живущего на острове Калимантан Batrachostomus stellatus достигает 35 мм, при общей длине тела 235 мм. Окраска птиц покровительственная, типичная для козодоев, оперение мягкое, шелковистое. Лапы довольно сильные, и пальцы могут плотно охватывать ветви, причем четвертый палец очень подвижен и может отводиться назад, как у сов. Основной пищей этих птиц являются крупные насекомые, которых они обычно ловят, расхаживая по земле и делая короткие взлеты, чтобы схватить замеченную на ветке добычу. Они могут хватать добычу и на лету, но в целом воздушная охота для них нехарактерна. Крупные лягушко-роты могут поедать при случае мелких мышей, лягушек и даже фрукты. Свои гнезда лягушкороты устраивают на деревьях. Виды рода Podargus, обитающие в Австралии и на островах Океании, делают свое тонкостенное гнездо в развилке горизонтальной ветки, а индо-малайские лягушкороты (род Batrachostomus) устраивают чашевидные гнезда на широких горизонтальных ветвях, выстилая гнезда пуховым порошком, образуемым пудретками. Гнездо строится из пуха самих птиц, паутины, лишайников. Самки индо-малайских лягушкоротов несут только по 1 белому яйцу, в кладках австралийских лягушкоротов по 2—3 яйца. Самец принимает участие в насиживании, но только днем, самка же насиживает ночью. Насиживание длится около месяца. Птенцы покрыты плотным белым пухом и, оперившись, покидают гнездо в возрасте 30 дней. Для австралийских лягушкоротов, потревоженных днем, характерна особая маскировочная поза. Сидящая на ветке птица вытягивается вверх и застывает в такой позе, напоминая по форме и окраске торчащий сломанный сучок.

Семейство ЛЯГУШКОРОТЫ