Семейство КОЗОДОИ НАСТОЯЩИЕ
(Capri-mulgidae)

Птицы / Козодои / Козодои настоящие /
Aves / Caprimulgi / Capri-mulgidae /

Семейство КОЗОДОИ НАСТОЯЩИЕ (Capri-mulgidae) Это основное, самое многочисленное семейство отряда, насчитывающее 18 родов и 70 видов. Распространение семейства охватывает большую часть суши; козодоев нет только в самых северных частях Северной Америки и Евразии, в южной части Южной Америки, в Новой Зеландии и на многих океанических островах. Телосложение и окраска типичны для козодоев: длинные крылья и длинный хвост, слегка уплощенный череп, короткий и очень широкий клюв с щетинками у основания, большие глаза, маленькие короткие ноги со слабыми пальцами, которые не в состоянии охватывать тонкие ветви. По этой причине настоящие козодои не могут садиться на тонкие ветви, а только на толстые, на которые садятся вдоль, а не поперек. По земле козодои не ходят — ноги используются лишь в качестве опоры при сидении. Из особенностей, свойственных лишь этому семейству, следует отметить наличие на когте центрального пальца своеобразных зазубрин, что-то вроде гребенки, функциональное значение которой неясное. Кроме того, у многих видов плюсна покрыта перьями. Образ жизни этих птиц также вполне типичен для козодоев. Населяют они самые различные леса, как густые, так и разреженные, предпочитая держаться у полян, опушек, вырубок и т. п., а также лесостепь и совсем открытые пространства, будь то степь или пустыня. Самые северные виды, как правило, лесные. Будучи ночными птицами, козодои активны только с наступлением сумерек, а день проводят в укромных местах, сидя на земле, пне или толстой горизонтальной ветви. Расположение глаз на голове птицы таково, что сидящий козодой (например, самка на гнезде) может видеть все, что происходит у нее за спиной, не поворачивая головы. Пища — исключительно насекомые, которые ловятся в воздухе, но в некоторых случаях, возможно, снимаются и с земли или ветвей. Истинная родина этих птиц — тропические леса. Виды, населяющие умеренные широты, перелетны и улетают на зимовку в более теплые области. Некоторые из них способны при резких похолоданиях в летнее время впадать в оцепенение на короткое время, значительно понижая при этом температуру тела. У американского белогорлого козодоя (Phalaenoptilus nuttallii) некоторые особи способны впадать на зиму в настоящую спячку, прячась в расщелинах скал. Эта спячка может продолжаться 85 дней, причем температура тела птицы падает с 41° до 18—19°С. Одна из таких птиц, будучи окольцована, по крайней мере 4 раза возвращалась на зимнюю спячку в одно и то же место. Специального гнезда птицы не строят, и яйца (1—3) откладываются прямо на грунт. Окраска их от белой до розовато-серой, с многочисленными точками и отметинами черного, коричневого и фиолетового цвета. Насиживают и выкармливают птенцов оба родителя.

Семейство КОЗОДОИ НАСТОЯЩИЕ