Семейство СОВЫ НОРМАЛЬНЫЕ
(Strigidae)

Птицы / Совы / Совы нормальные /
Aves / Strigiformes / Strigidae /

Семейство СОВЫ НОРМАЛЬНЫЕ (Strigidae) К этому семейству относятся 123 вида. Семейство распространено повсеместно, кроме Антарктики и некоторых океанических островов. Характерные признаки: относительно плотное телосложение, широкая и круглая голова, короткая цевка, коготь среднего пальца без зазубрин по краям, средний палец заметно длиннее внутреннего. Уши у многих видов асимметричные. Первый пуховой наряд птенцов у большинства видов сменяется мезоптилем. Яйца круглые. Насиживает яйца самка, у некоторых видов оба пола. Оседлы, немногие виды кочуют или перелетны. Насиживание начинается с первого яйца, поэтому птенцы разновозрастные, и обычно младшие не выживают. Самка насиживает кладку в течение 32—34 дней, самец носит ей, а потом и выводку добычу. Птенцы появляются в конце июня (старшие) — начале июля (младшие). На крыло уцелевшие совята становятся в возрасте 51—57 дней. Пищу белых сов составляют главным образом грызуны, и в первую очередь норвежский, обский и копытный лемминги. Как указывалось выше, «урожаи» и «неурожаи» леммингов определяют ход основных периодических явлений в жизни белых сов — размножения, кочевок, сезонного размещения и т. д. Совы питаются также различными полевками, сусликами, а в период выкармливания птенцов и птицами, главным образом молодыми, например белыми куропатками, куликами, чайками, гагачатами, даже воробьиными (лапландский подорожник). В негнездовое время пища белых сов более разнообразна: зайцы, пищухи, мелкие хищные (горностай), птицы средней величины (куриные, утки). Группа рыбных филинов, или рыбных сов, представлена в Южной и Восточной Азии и в Экваториальной Африке. Это крупные птицы, со слабооперенными цевками и неоперенными пальцами, Держатся они в лесистых местностях около водоемов и, как показывает их название, кормятся главным образом рыбой, кроме того, водными беспозвоночными (раки, крабы), при случае мелкими позвоночными — птицами, змеями, ящерицами, лягушками, а также насекомыми. Активны они в сумерках, но также и днем. В кладке обычно 2, реже 1—3 яйца, откладывают их совы в гнезда других птиц, иногда в дупла, но чаще всего в норы на земле или в береговых уступах. Собственных гнезд рыбные филины не строят. Рыбные филины — оседлые птицы. В России на Дальнем Востоке от северного побережья Охотского моря до Приморья, Сахалина и Курильских островов встречается рыбный филин (Ketupa zeylonensis). Вне пределов Советского Союза этот вид распространен в Палестине, на юго-западе Малой Азии, в Иране, Индии, на Шри-Ланке, в Индокитае и Южном Китае. У этой птицы широкие перьевые ушки, лицевой диск развит слабо. Пальцы голые, с шипиками на подошвенной поверхности, цевки оперены почти до основания пальцев. Крылья длинные, хвост слегка закруглен. Размеры крупные: общая длина около 70 см, длина крыла 51—56 см. Общая окраска серовато-буроватая с охристым оттенком. На лбу, темени, затылке нерезкий поперечный рисунок. Спина и кроющие крыла с темно-бурыми продольными пятнами и мелкими пестринами. Одни из самых крупных по размерам сов относятся к группе филинов. Они характеризуются умеренно выраженным лицевым диском, длинными перьевыми ушками по сторонам головы, длинными и широкими крыльями, умеренно длинным хвостом, очень сильными ногами с почти полностью оперенными пальцами, вооруженными длинными острыми когтями.

Семейство СОВЫ НОРМАЛЬНЫЕ