ГОЛОМЯНКОВЫЕ

Семейство ГОЛОМЯНКОВЫЕ
(Comephoridae)

Рыбы костные / Скорпенообразные / Голомянковые /
Osteichthyes / Scorpaeniformes / Comephoridae /

Семейство ГОЛОМЯНКОВЫЕ (Comephoridae) Самыми интересными и своеобразными рыбами Байкала являются голомянки, составляющие эндемичное для этого озера семейство. Голомянки — пелагические рыбы, всю жизнь проводящие в толще воды. Различают два вида голомянок: большую (Comephorus baicalensis) и малую (С. dybowski); длина первой не превышает 23 см у самок и 13 еж у самцов, у второй длина самок до 15,8 см, самцов — до 13—14 см. Голомянки резко отличаются от всех других рогатковидных рыб общим обликом, слабым развитием второй подглазничной косточки, отсутствием брюшных плавников. Грудные же плавники у этих рыбок развиты чрезвычайно сильно, что помогает им, в общем плохим пловцам, жить и плавать в толще воды. Тело голомянок почти прозрачное, бледно-розового цвета с перламутровым отливом. Голомянки — живородящие рыбы. Самки большой голомянки выметывают в июне — августе до 2300 икринок, из которых тут же выклевываются сформированные личинки. После вымета самки погибают. Самки малой голомянки выметывают в феврале — апреле от 800 до 1700 икринок, из которых сразу же выходят личинки. После вымета икры самки малой голомянки, по-видимому, гибнут в значительно меньшем количестве, чем у предыдущего вида. Питаются голомянки почти исключительно бокоплавами. Еще со времен Палласа было известно, что вытопленный жир большой голомянки используется в восточной медицине и высоко ценится. Однако промысел и вытопка жира носили кустарный характер. В настоящее время промысел большой голомянки, дающей ценный жир, развит наряду с промыслом широколобок. Количество жира в теле большой голомянки достигает 33%, малая голомянка имеет жирность всего лишь от 1,6 до 1,9%. Эта голомянка служит основной пищей байкальской нерпе.

Семейство ГОЛОМЯНКОВЫЕ