Семейство УМБРОВЫЕ
(Umbridae)

Рыбы костные / Лососеобразные / Умбровые /
Osteichthyes / Salmoniformes / Umbridae /

Семейство УМБРОВЫЕ (Umbridae) Умбровые живут только в Юго-Восточной Европе и на востоке США и Канады. В семействе всего два рода — Умбра, или Евдошка (Umbra), и Новумбра (No-vumbra). Род Умбра представлен одним видом в Европе и двумя в Америке, в роде Новумбра только один вид в Америке. Умбровые — мелкие рыбы, не крупнее 12—15 см, обычная длина меньше. Рыло у них короткое, хвостовой плавник закругленный, спинной значительно длиннее анального. Они очень выносливы, хорошо переносят недостаток кислорода в воде, так как могут использовать для дыхания кислород атмосферы. Органом воздушного дыхания является плавательный пузырь. При движении вперед евдошка попеременно двигает грудными и брюшными плавниками, подобно тому как действует ногами лошадь в галопе. Спинной плавник колышется волнообразно. Умбры придерживаются обычно участков с илистым дном, сильно заросших растительностью. Они копают ил хвостовым плавником и часто зарываются в него. Предполагалось, что они могут зимовать, закопавшись в ил, однако доказательств этому нет, и, напротив, американских евдошек ловили зимой, в активном состоянии, с остатками пищи в желудке. Начинают нереститься евдошки, достигнув возраста 1 года. В гонадах икринки одного размера, число их невелико: 150—1500 в зависимости от размера самки. Самцы крупнее самок. Европейская и американская евдошки мечут икру весной, на разливе среди растительности. Икра откладывается в специальные гнезда, имеющие вид расчищенного углубления в грунте, и охраняется самкой. Самка внимательно следит за развитием икры, выбирает погибшие икринки. Развитие идет довольно быстро. Основная пища молоди — рачки и личинки хирономид. Взрослые евдошки — бентофаги. Они питаются личинками насекомых — комаров, поденок и моллюсками. В питании других рыб евдошка встречается редко, так как места, в которых она держится, другими видами почти не посещаются. Американская евдошка отмечена в питании американской щуки. Продолжительность жизни евдошки небольшая. Европейская евдошка (из дельты Дуная) растет медленно и живет до 5 лет, а в болотистых озерах Придунайской низменности она растет быстро и живет только 2 года.

Семейство УМБРОВЫЕ