ПАССАЛИДЫ

Семейство ПАССАЛИДЫ
(Passalidae)

Насекомые / Жуки / Пассалиды /
Insecta / Coleoptera / Passalidae /

Семейство ПАССАЛИДЫ (Passalidae) Называемые также сахарными жуками близки по строению к рогачам. Однако они сильно отличаются от рогачей во многих отношениях, прежде всего почти полным отсутствием внешних половых различий и высоко развитым инстинктом заботы о потомстве. Это крупные, блестяще черные, вытянутые и уплощенные жуки довольно однообразной внешности, с гребенчатой булавой усиков и короткими, сильными ногами. Их известно более 600 видов, которые живут почти исключительно в тропических лесах. Обитают они в гнилой древесине и встречаются обычно целыми семьями. Образ жизни исследован у немногих видов, но, по-видимому, довольно однотипен и характерен только для представителей этого семейства. Самцы и самки живут парами и совместно выкармливают свое потомство. Личинки неспособны питаться самостоятельно, и жуки кормят их пережеванной древесиной, смоченной слюной и прошедшей ферментацию с участием особых грибков; искусственно выкормить личинок пока не удается. Родители не только остаются с личинками все время их развития, но охраняют куколок и даже вышедших из них молодых жуков до тех пор, пока они окончательно не окрепнут. При этом родители и личинки все время «переговариваются», издавая особые чирикающие звуки. Жуки делают это при помощи трения особых твердых образований на спинной стороне последних сегментов брюшка о мелко зазубренную пластинку на конце крыльев (которые иногда редуцированы и почти целиком превратились в звуковой аппарат). Еще своеобразнее стрекотательный орган личинок: они кажутся четырехногими, так как их задние ноги превращены в крошечные придатки, которые царапают по напильникообразно исчерченной пластинке на тазике средней ноги. Есть данные, что частота звуковых колебаний, издаваемых жуками и личинками одного вида, почти одинакова, несмотря на резкие различия в строении звукового аппарата.

Семейство ПАССАЛИДЫ