Семейство ЦИКАДКИ НАСТОЯЩИЕ
(Jassidae)

Насекомые / Равнокрылые хоботные / Цикадки настоящие /
Insecta / Homoptera / Jassidae /

Семейство ЦИКАДКИ НАСТОЯЩИЕ (Jassidae) Представители этого семейства не имеют таких украшений на переднеспинке, как горбатки. Размеры их невелики, и живут они преимущественно на травянистых растениях, быстро перелетая с места на место, если их потревожить. Общее количество видов этого семейства около 4000, причем и у нас встречается несколько сотен видов. У многих цикадок личинки развиваются на корнях растений. Многие цикадки сильно вредят разным культурным растениям, особенно в жарких странах. Известно, например, что рисовая цикадка (Nephrotettix apicalis) в отдельные годы уничтожала сотни тысяч гектаров поливных культур в Индии. Наши цикадки как вредители имеют небольшое значение, хотя в местах, где они высасывают соки из листа, появляются обесцвеченные пятна — их слюна разрушает хлорофилл. И тем не менее цикадки — опасные враги многих сельскохозяйственных культур. Дело в том, что они переносят вирусные болезни растений. Есть две категории вирусов — возбудителей заболеваний растений. Одни болезни («рябухи») передаются путем переноса сока от больного растения к здоровому через пораненные места. Это так называемые мозаичные болезни, заразить которыми растение можно уколом иглы и которые легко переносятся всякими сосущими насекомыми. А есть такие вирусные заболевания растений, возбудитель которых не может быть просто перенесен от больного растения к здоровому, а должен пройти определенный цикл развития в теле насекомого-переносчика. Такие вирусные болезни («желтухи») чаще всего передаются цикадками, в теле которых происходит размножение вируса. Так, полосатая цикадка (Deltocephalus striatus) передает заболевание овса, известное под названием «закукливание», сребристая цикадка (Масrosteles cristatus) — переносчик столбура ласленовых. Для ликвидации вирусных болезней растений, передаваемых цикадками, основным методом борьбы служит опыливание растений хлорорганическими ядами.

Семейство ЦИКАДКИ НАСТОЯЩИЕ