ЛАНЦЕТНИКОВЫЕ

Семейство ЛАНЦЕТНИКОВЫЕ
(Amphioxidae)

Ланцетники / Ланцетники / Ланцетниковые /
Amphioxi / Amphioxiora / Amphioxidae /

Семейство ЛАНЦЕТНИКОВЫЕ (Amphioxidae) Его иногда подразделяют на подсемейства или самостоятельные семейства. Различают три основные группы, или семейства ланцетников. Ланцетники бранхиостомы (Branchiostoma, или Amphioxus) имеют симметричное строение тела: половые железы (гонады) расположены на обеих сторонах тела, обе нижнебоковые складки одинаковой длины и заканчиваются позади атриального отверстия. Бранхиостомы достигают в длину 80 мм. Описано около 20 видов этого рода. Ланцетники эпигонихты (Epigonichthys, или Asymmetron) асимметричны: половые железы имеются только на правой стороне тела, правая нижнебоковая складка переходит в нижнехвостовой плавник, и только левая заканчивается позади атриального отверстия. Они достигают в длину 50 мм. Описано 6 видов этого рода. Ланцетники амфиоксиды (Amphioxides) встречаются только в планктоне, а не у дна и имеют личиночные черты строения: рот расположен на левой стороне и почти без щупалец, околожаберной полости нет, половые железы не развиты. Амфиоксиды небывают крупнее 16 мм. Они встречаются в планктоне открытых частей всех трех океанов нередко над большими, до 3000 м, глубинами; всюду в тех районах, куда течения выносят многих прибрежных животных, иногда за тысячи миль от суши. Эти маленькие пелагические ланцетники представляют собой, по-видимому, преимущественно личинок ланцетников — эпигонихтов, достигающих больших, чем обычно, размеров вследствие затянувшегося периода жизни в в планктоне. В то же время личинки ланцетников — бранхиостом развиваются обычно вблизи берегов, совершая миграции из верхнего слоя в придонный и проводя часть жизни на дне. Это личинки типа амфиокс, в отличие от личинок типа амфиоксидес. Местами ланцетники очень многочисленны. Европейский ланцетник встречается у Гельголанда в количестве до 300 особей на 1 м2 дна; на Черном море, у Севастополя, попадается до 100 и более особей в одну драгу. Американский ланцетник образует летом огромные скопления на глубине 20 м — до 1300—1400 особей на 1 м2. Азиатский ланцетник служит объектом специального промысла, практикуемого осенью и зимой (август — январь), известного в течение около 300 лет. Его промышляют в юго-западной части Восточно-Китайского моря, в районе Сямыньского залива. Ланцетника ловят с лодок в течение 2—4 ч во время отлива, зачерпывая верхний слой песка специальной совковой лопатой на длинной бамбуковой палке. Осторожно поднимая лопату, стряхивают зачерпнутый песок на промывательный поднос, а затем и на сита, отделяя ланцетников от песка и раковин. На одну лодку добывают обычно около 5 кг ланцетника за день.В мясе ланцетника содержится 70% белка и около 2% жира. Местные жители варят из ланцетника суп или жарят его. Часть улова сушат на медленном огне и экспортируют на остров Ява и в Сингапур. Ежегодный улов ланцетника составляет примерно 35 т, что соответствует 280 млн. особей. Иногда используют ланцетника в пищу на острове Сицилии и в Неаполе. Ланцетник — одно из наиболее популярных хордовых животных. Он привлекал и привлекает к себе внимание исследователей; им занимались и занимаются многие ученые. Причина такого внимания в том огромном значении, которое имеет изучение его строения и развития для понимания происхождения и формирования позвоночных животных. Ланцетник очень близок к древнейшему предку позвоночных.

Семейство ЛАНЦЕТНИКОВЫЕ