Семейство ДРЕВОЛАЗЫ
(Dendrobatidae)

Земноводные / Земноводные бесхвостые / Древолазы /
Amphibia / Anura / Dendrobatidae /

Семейство ДРЕВОЛАЗЫ (Dendrobatidae) В это семейство входит около 130 видов, обитающих в Южной Америке и на юге Центральной Америки. В настоящее время их разделяют на 4 рода: Atopophrynus (1 вид), Colostethus (более 70), Dendrobates (более 50), Phyllobates (5 видов). Яркая, бросающаяся в глаза окраска предупреждает о ядовитости или по меньшей мере о неприятных кожных выделениях, отпугивающих многих врагов. Ядовитые древолазы вовсе не застрахованы от нападения полностью. Например, на них успешно охотятся крупные пауки и некоторые змеи. В то же время яд этих амфибий гораздо сильнее кураре, и индейцы использовали его для приготовления отравленных стрел. Представители семейства древолазов живут по берегам речек и ручьев на суше в дождевых лесах гор и низменностей. Некоторые большую часть жизни проводят на деревьях. Есть и такие, которые обитают на открытых сухих пространствах, довольствуясь влажностью затененных участков почвы под низкорослыми растениями. В отличие от других амфибий древолазы активны только днем. Самцы у них крупнее самок; в связи с этим и необычны формы полового поведения. Самцы обхватывают самок не за туловище, а за голову, прижимая тыльные стороны пальцев к подбородку самки. Это положение самца наилучшее для оплодотворения откладываемых самкой икринок. Крупным самцам свойственно ярко выраженное агрессивное территориальное поведение. Они привлекают партнерш продолжительными криками и активно конкурируют и дерутся с другими самцами. Древолазы откладывают икру в лесную подстилку, в расселины под камнями, на затененные, низко нависающие над землей листья или в пазухи листьев тропических растений семейств, бромелиевых и ароидных. Кладка у древолазов невелика: от 1—2 икринок до 30—40. Они могут размножаться на протяжении всего года. Отложенные икринки один из родителей либо охраняет постоянно, либо периодически навещает и во время таких визитов смачивает икринки водой. Время от времени он перемешивает массу икринок задними лапами. Вылупившиеся головастики прикрепляются к пятнам особой слизи, которую выделяют железы, находящиеся в коже на спине взрослого. У головастиков поверхность брюшка плоская или слегка вогнутая, что позволяет им держаться на родительской спине. Головастики могут оставаться на ней от нескольких часов до недели и более (у разных видов). Многие виды приносят своих головастиков к небольшим ручьям. Некоторые выпускают их в лужицы дождевой воды, скапливающиеся в розетках бромелиевых или в пазухах листьев других тропических растений.

Семейство ДРЕВОЛАЗЫ